Суздальцева, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова СЛОВО В МИФОЛОГИЗИРОВАННОЙ МОДЕЛИ МИРА Статья посвящена рассмотрению современных политических мифов, которые, как отмечается в статье, по-прежнему играют важнейшую роль в создании масс-медийной картины мира. <...> Ключевые слова: социальные и политические мифы, мифологизированная модель мира, вербальные конструкты мифа. <...> В периоды посткризисной нестабильности в обществе возникает потребность в интерпретации происходящего и усиливается поиск эталонных поведенческих моделей, которые обеспечат эту интерпретацию и помогут самоидентифицироваться. <...> Поэтому мифологизированное объяснение истории и современности по-прежнему одна из ярчайших черт политического дискурса сегодняшней России. <...> Рецептивные установки (т.е. исходные позиции восприятия)3 массовой аудитории и «успешность», вживляемость мифа обусловлены психологическими потребностями общества в данный момент (например, миф о «плохой власти», который время от времени возобновляется в российских СМИ первого десятилетия XXI века, обусловлен обычным для большинства людей «поиском врага» в некомфортной ситуации; миф об СССР как о самой доброй и справедливой стране нет-нет да и возвращается в последние годы вследствие недовольства сложившейся картиной материального неравенства). <...> Этими реакциями могут быть: а) согласие с информацией, принятие ее; б) обновление восприятия; в) эмоционально-психическое подавление, подчинение чужому мнению. <...> Способы, которыми осуществляется такое программирование: — сообщение новой информации, которая чем-то привлекательна для реципиентов (чаще всего она облечена в гиперболические формы), и акцентированное повторение ее — приводит к принятию мифа; — шоковое воздействие, которое приводит реципиента в состояние когнитивного диссонанса4 — так можно добиться и обновления восприятия, и подчинения; — загруженность <...>