Тихон Чурилин <...> Пьяное утро ("Слабый свет - и колокола гул... <...> Полночь на святках ("Пламя лампы ласковой потухает: полночь... <...> Конец Кикапу ("Побрили Кикапу - в последний раз... <...> Прямые контакты Чурилина с футуристическим движением очевидны: первую
книгу его стихов иллюстрировала Н. Гончарова <...> ; вторая поэтическая книга и
повесть "Конец Кикапу" (М, 1918) вышли в футуристическом издании "Лирень";
он печатался вместе с футуристами в альманахах "Московские мастера" (М.,
1916) и "Весенний салон поэтов" (М., 1918); в конце концов, очевидны
футуристические
свойства поэзии Чурилина (особенно во второй книге),
объясняющиеся, помимо прочего, влиянием В. Хлебникова <...> Однако, в отличие от
участников определенных футуристических групп, Чурилин никак не склонен был
"стоять на глыбе слова "мы"" {2}; его место в футуризме отдельное и особое. <...> Чурилин дебютировал в литературе в 1908 году, но первую книгу - "Весна
после смерти" - смог выпустить лишь в 1915-ом, после двух лет, проведенных в
психиатрической лечебнице. <...> В предисловии к книге автор писал: "Храня целость
своей книги - не собрания стихов, а книги - я должен был снять посвящения
живым: - моим друзьям, моим учителям в поэзии и знакомым моим. <...> писал о Чурилине: "Литературно он связан с
Андреем Белым и - отдаленнее с кубо-футуристами. <...> в "Весне
после смерти" заразил свои слова каким-то безумием, в котором он заставляет
их биться, даже и в период расцветшей, и расцветающей "Весны"" {5}. <...> Вышедшая много лет спустя третья книга - "Стихи Тихона Чурилина" (М.,
1940) - далека от футуризма. <...> ПЕСНЯ
(Из повести: Последнее посещение)
О нежном лице
Ея,
О камне в кольце
Ея,
О низком крыльце
Ея,
Песня моя. <...> О пепле волос твоих,
Об инее роз твоих,
О капельках слез твоих
Мой стих. <...> Но печальна не песня, а радость в глазах. <...> Но светлеет не радость - то снег в волосах. <...> Но пестреет не луг наш - могила в цветах
Лицо ея. <...> ПЬЯНОЕ УТРО
Слабый свет - и колокола <...>
Стихотворения.pdf
Тихон Чурилин
(1885-1946)
Стихотворения
---------------------------------------------------------------------------Поэзия
русского футуризма / Cост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и
С. Р. Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого
- СПб., Академический проект, 1999.
Дополнения по:
Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти века.
М., "Амирус", 1991
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
486.
Песня (Из повести: Последнее посещение) ("О нежном лице...")
487. Ночь ("Нет масла в лампе - тушить огонь...")
488. Покой ("Да и шум, да и пляски печальные там...")
489. Пьяное утро ("Слабый свет - и колокола гул...")
490. Один ("В форточку, в форточку...")
491. Полночь на святках ("Пламя лампы ласковой потухает: полночь...")
492-493. В фотоцинкографии
1. Съемка с портрета ("Светлый свет...")
2. Проявление ("Маленькая мёртвая каморка...")
494. Последний путь ("Степь, снег, свет...")
495. Вальс у костра ("Возле древней реки...")
496. Во мнения ("Урод, о урод!..")
497. Конец Кикапу ("Побрили Кикапу - в последний раз...")
498-499. В больнице
1. Случай ("В палатах, в халатах, больные безумные...")
2. На ночь защита ("В подушку теплушку кладу игрушку - из мыла
грушку...")
500. В провинции ("В чужом красном доме...")
501. Смерть часового ("У гауптвахты...")
502. Вторая весна ("Прощай, Ра!..")
503. Пьяный ("Среди ночи, во тьме, я плачу...")
504. Первый грех ("Первый грех против марта - мертвею...")
505. Пустыня ("Монах да мох да холм да хомут...")
506. Вывозка воза ("Золотое голодное волокло...")
507. Орган - хору ("Оксан пьяный! трезвые вей сейчас...")
Дополнения
В день радости. (Весна после смерти. 1915)
Мой траур. (Там же)
Музыка на пасху. (Льву - барс 1918)
Новый год. (Весна после смерти)
Послушница. (Там же)
Руина. (Там же)
Старинная мелодия. (Там же)
{1}.
"Гениальным поэтом" назвала Тихона Васильевича Чурилина М. Цветаева
Прямые контакты Чурилина с футуристическим движением очевидны: первую
книгу его стихов иллюстрировала Н. Гончарова; вторая поэтическая книга и
повесть "Конец Кикапу" (М, 1918) вышли в футуристическом издании "Лирень";
он печатался вместе с футуристами в альманахах "Московские мастера" (М.,
1916) и "Весенний салон поэтов" (М., 1918); в конце концов, очевидны
футуристические свойства поэзии Чурилина (особенно во второй книге),
объясняющиеся, помимо прочего, влиянием В. Хлебникова. Однако, в отличие от
участников определенных футуристических групп, Чурилин никак не склонен был
"стоять на глыбе слова "мы"" {2}; его место в футуризме отдельное и особое.
Чурилин дебютировал в литературе в 1908 году, но первую книгу - "Весна
после смерти" - смог выпустить лишь в 1915-ом, после двух лет, проведенных в
психиатрической лечебнице. В предисловии к книге автор писал: "Храня целость
своей книги - не собрания стихов, а книги - я должен был снять посвящения
Стр.1