№ 6 А.А. Новикова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры телевидения и радиовещания МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: a.a.novikova@gmail.com ГИБРИДНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРИЗНАК ТЕЛЕВИЗИОННОГО ФОРМАТА В статье предпринимается попытка проанализировать природу и механизм формирования форматов телевизионных программ. <...> Определяющими признаками телевизионного формата предлагается считать его гибридность и стремление к переформатированию. <...> Эти свойства, отличающие формат от жанра, позволяют форматному телевидению отражать жизнь быстро меняющегося современного мира. <...> Научная дискуссия, проходившая на факультете журналистики МГУ, в задачу которой, в частности, входило дать дефиницию понятия “формат”, показала, что и телевизионная индустрия, и научное сообщество трактуют его чрезвычайно широко. <...> Каждый из исследователей акцентирует внимание на одном из свойств формата, считая его определяющим применительно к ряду частных случаев, однако в другом случае именно это свойство не будет столь важно. <...> Так, Г.В. Лазутина делает акцент на коммуникационном потенциале формата: «Понятие “формат” <…> чаще всего обозначает совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, выделяемых по тому или иному основанию для соотнесения его с другими предметами коммуникации»1. <...> Им важнее, что формат “показывает, как по1 Материалы межкафедрального семинара “Динамика жанров и форматов” факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова // Медиаскоп. <...> А с точки зрения продюсеров, важно, что формат гарантирует коммерческий успех телепродукта: “Формат — способ презентации продукта журналистской деятельности в тех его особенностях и характеристиках, которые ориентированы на коммерческий успех и определяются вкусами массовой аудитории”3. <...> Наиболее удачным, хотя тоже не исчерпывающим, нам кажется определение формата, предложенное И.Н. Кемарской: “Формат — это система договоренностей со зрителем каждой конкретной <...>