№ 6 Т.И. Сурикова, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: surikova_t@mail.ru СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ “ФОРМАТ” В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Лингвистический анализ смыслового поля понятия “формат”, ключевого в коммуникации 1990—2000-х гг., демонстрирует две разнонаправленные тенденции его употребления, обусловленные актуализацией в нем семы “стандарт”, “образец для подражания”. <...> Первая из них — стремление в теории СМИ к терминологизации, определению значения, встраиванию в понятийный ряд “текст — формат — жанр” и заполнению терминологической лакуны. <...> Вторая — окончательное размывание значения и сочетаемости вплоть до обессмысливания, превращение в обычное модное слово. <...> Экспансия всяческих форматов в коммуникации последнего времени — это естественная реакция на засилье эклектики и бессилия, в котором мы прожили все девяностые годы. <...> Это понятие не случайно возникло именно в СМИ, но затем (тоже совсем не случайно) перешло в лексикон политиков, экономистов, бизнесменов. <...> Но давайте попробуем с позиций лингвистики разобраться, почему понятие формат оккупировало огромное количество тематических областей, в каких значениях оно употребляется и какое будущее его ждет. <...> Понятие формат лет десять назад прорвалось в активный обиход и как следствие попало в фокус интересов исследователей средств массовой информации. <...> На наш взгляд, слишком долго до того в массовом языковом сознании происходило размывание основных социальных и профессиональных ориентиров. <...> И понятие формат стало естественной реакцией поиска новой системы 25 профессиональных координат. <...> Ведь активно размывались основные понятия, организующие СМИ как упорядоченное, функциональное целое: тип СМИ, жанр, стиль. <...> Так что активизировавшееся в конце 1990-х гг. понятие формат зафиксировало устремленность профессионального сознания прежде всего к упорядоченности <...>