Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №6 2011

Полемика вокруг крестного знамения и московские печатные книги XVII в. для обучения вере и грамоте (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБелянкин
Страниц11
ID378385
АннотацияАвтор статьи анализирует, когда и каким образом в 17 в. в печатных псалтырях и часословах появлялись и изменялись разделы о крестном знамении.
УДК94(470)"08/16"
Белянкин, Ю.С. Полемика вокруг крестного знамения и московские печатные книги XVII в. для обучения вере и грамоте / Ю.С. Белянкин // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2011 .— №6 .— С. 3-13 .— URL: https://rucont.ru/efd/378385 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 Ю.С. Белянкин (аспирант кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ПОЛЕМИКА ВОКРУГ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И МОСКОВСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ XVII в. <...> ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЕРЕ И ГРАМОТЕ В статье рассматриваются издания Московского печатного двора в переломный период русской истории, связанный с церковными реформами патриарха Никона. <...> Автор анализирует, когда и каким образом в XVII в. в печатных Псалтырях и Часословах появлялись и изменялись разделы о крестном знамении. <...> Внесение в эти книги толкования троеперстного крестного знамения в конце XVII в. стало важным шагом в противоборстве господствующей Церкви с «раскольниками». <...> Ключевые слова: реформы патриарха Никона, старообрядчество, Московский печатный двор, крестное знамение, книжная справа, Псалтырь. <...> * * * Во второй половине XVII в., как и в предшествовавшие времена, на Московском печатном дворе (МПД) издавались самые необходимые для государства и Церкви книги1. <...> В их числе такие крупнейшие памятники антистарообрядческой полемики, как сборник «Скрижаль» (1656 г.), «Жезл правления» Симеона Полоцкого (1667 г.) и «Увет духовный», приписываемый архиепископу Афанасию Холмогорскому (1682 г.). <...> Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры. <...> 3 ков» с помощью Печатного двора не ограничивалась только публикацией таких больших, сложных по содержанию книг. <...> Этот тезис подтверждают не только несколько перечисленных выше антистарообрядческих изданий. <...> Одним из шагов «официальной» Церкви в противоборстве со старообрядцами стало использование книг для обучения вере и грамоте, выпускавшихся на Печатном дворе3. <...> Речь идет о московских печатных Псалтырях и Часословах, в которые был введен специальный раздел, посвященный толкованию правильного, в контексте церковных реформ, крестного знамения. <...> Впервые раздел о троеперстном крестном знамении появился в Псалтыри, изданной на Печатном дворе в марте 1684 г.4 Это был крайне напряженный период в истории <...>