№ 4 О.Ю. Белякова (соискатель кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова)* НЕМЕЦКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ АЛТАРЬ И АРХИТЕКТУРА СОБОРА: К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ АЛТАРНЫХ ФОРМ На примере алтаря святой Магдалины в Тифенбронне (первая половина XVI в.) в статье рассматривается феномен алтарной формы, характерной не только для Германии, но и других европейских стран указанного периода. <...> Выявляются связи данного произведения с архитектурой и монументальной живописью. <...> * * * Алтарь позднего Средневековья был тесно связан с архитектурой храма, в котором находился, будучи еe символическим воплощением, и представляя собой «краткую сумму» окружающего пространства. <...> Одновременно алтарная концепция являлась конечной целью программы монументальной живописи и представляла в сжатом виде информацию о ней. <...> Рассматривая форму алтаря святой Магдалины в Тифенбронне, созданного мастером Лукасом Мозером в 1432 г., мы попытаемся найти круг памятников, подтверждающих связи рассматриваемого нами произведения с архитектурой и монументальной живописью. <...> Алтарная форма Тифенброннского алтаря не является типичной для немецкого искусства, и потому в исследованиях европейских искусствоведов встречаются различные термины. <...> 2 Под термином «ретабель» (Retabel) мы подразумеваем сложившийся в немецком искусстве тип створчатого алтаря-складня, включающего в свой комплекс как живопись, так и скульптуру. <...> Его можно применить ко всем типам алтарей безотносительно к их скульптурной или живописной наполненности. <...> Своеобразие формы Тифенброннского алтаря натолкнуло искусствоведов на мысль о его родственном отношении с росписью сводов. <...> Своеобразная форма алтаря действительно имеет аналог не только среди архитектуры сводов, но и в монументальной живописи. <...> В первую очередь нас интересуют так называемые «фресковые алтари», образцы которых можно найти как в самой церкви святой Магдалины в Тифенбронне <...>