№ 5 О.Б. Неменский (научный сотрудник Института славяноведения РАН)* РУСЬ И КОНСТАНТИНОПОЛЬ В ЗАПАДНОРУССКОЙ ПОЛЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕ БРЕСТСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ УНИИ 1596 г. Брестская уния 1596 г. разделила западнорусское общество на два лагеря, между которыми развернулись дискуссии по основным богословским и историческим вопросам. <...> Для православной идентичности того времени было свойственно представлять «русскость» неразрывно связанной с православием, с Восточной церковью. <...> Униаты же изменили эту структуру идентичности, связав «русскость» не с послушанием Константинополю, но только с восточной обрядностью. <...> Ключевые слова: Брестская уния, Речь Посполитая, православно-униатская полемика, западнорусская митрополия, униатство, Константинопольский патриархат, Западная Русь, схизма. <...> * * * Брестская уния 1596 г. расколола западнорусское общество на два лагеря, обреченных на борьбу друг с другом — на борьбу за народ, за право представлять русь в Речи Посполитой, борьбу за политические права и за право на владение церковным имуществом. <...> Уния, заключенная западнорусской митрополией без согласования с Константинополем, изначально была под сомнением. <...> Сразу начавшаяся активная полемика между православными и униатами касалась в первую очередь вопросов определения места Русской митрополии в Церкви, ее взаимоотношений с Константинополем ныне и в прошлом, ее отношений с Римом. <...> Православные полемисты в целом были склонны утверждать принадлежность униатов к «Костелу Заходнему». <...> В сочинении «Ekthesis» 1597 г. автор1 так описывает унию: «И скрытно совет между собою учинивши, отступили от Восточной церкви и к Западному костелу прилепились»2, а одному из заключивших ее вкладывает в уста слова о том, что они «правильно, или неправильно, а подчинились Западному костелу»3. <...> Другое яркое полемическое сочинение — «Antigraph» (1608 г.) пестрит высказываниями, обращенными к униатам: «вашему Римскому костелу»4, «вашей же римской <...>