: ОБРАЗЫ В ЖИВОПИСИ И ЛИТЕРАТУРЕ В статье рассматривается особый тип интерьера, создававшийся в российских дворцах, домах и особняках XVIII—ХIХ вв. <...> Созданные под впечатлением реальных зимних садов, эти произведения могут рассматриваться как источники наших знаний об облике утраченных объектов (наряду с чертежами, описями и т.п.) <...> В XVII—XVIII вв. коллекционирование экзотических растений становится в Европе не менее престижным, чем собирание оружия, книг, произведений живописи или декоративно-прикладного искусства. <...> С другой стороны — желание иметь сад или его подобие в непосредственной близости к жилым покоям порой приводило к необычным решениям. <...> Этот прием пришелся по вкусу, и изображения в настенных росписях видов природы, конкретных садов, а иногда фантазийных и стилизованных садовых композиций широко применялись и позже, в период расцвета городского и усадебного дворцового строительства в XVIII—XIX вв., порой сочетаясь с подлинным растительным заполнением интерьера. <...> Это мемуары, дневники путешествий, переписка, статьи в периодической печати, художественная литература. <...> Изучение изображений позволит проследить как изменения в убранстве самих интерьеров, вкусовые и стилистические предпочтения времени, так и творческие установки художников, работавших над созданием образов зимних садов. <...> Они как будто создаются «на перекрестке» пейзажного и интерьерного жанров, так как обязательно изображают живые растительные формы, группы и композиции из них, иногда фонтаны, скульптуры, но при этом все это находится в замкнутом пространстве интерьера. <...> Начало было положено в Петровскую эпоху появлением специальных сооружений — оранжерей — для защиты от зимних морозов привозных деревьев и кустарников (в кадках), которые, подчиняясь новой моде в садово-парковом искусстве, использовались в летнее время для украшения открытых садовых композиций. <...> Относящаяся к открытым садовым композициям эта фраза ученого <...>