№ 1 Т.А. Матасова (специалист по учебно-методической работе, соискатель кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* СКЛАДЫВАНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ В XV в. <...> В статье рассматриваются основные вехи итало-русских культурных и политических контактов, предшествовавших заключению брака Ивана III и Софьи Палеолог в 1472 г. Показана эволюция представлений об Италии на Руси в середине XV в. <...> Анализ этой эволюции говорит о том, что московский правящий класс был к 1470-м гг. достаточно хорошо знаком с итальянской действительностью и был готов воспринять многие достижения итальянской культуры. <...> Ключевые слова: представления об Италии, ренессансная культура, путешествие, итало-русские контакты, католичество, Софья Палеолог, Иван III. <...> * * * Одним из важнейших проявлений итало-русских контактов последней четверти XV в. было приглашение итальянских мастеров для работы в Москве. <...> Успенский собор в Кремле, построенный Аристотелем Фиораванти, стал главным символом деятельности великого князя Ивана III (1462—1505), создателя единого Русского государства. <...> Под руководством итальянских архитекторов строились крепости Московского государства, а итальянские инженеры принимали участие в военных походах великого князя. <...> Согласно распространенному мнению, идущему от С.М. Соловьева и В.О. Ключевского, Иван III обратился к достижениям итальянской ренессансной культуры по совету своей второй супруги — Софьи Палеолог (брак с которой был заключен в 1472 г.)1. <...> Первая встреча двух культур // Россия и Италия: Встреча культур. <...> 26 Однако можно выделить и другие факторы, способствовавшие интенсификации итало-русских контактов. <...> Учитывая то, что Софья воспитывалась в Риме под присмотром кардинала Виссариона Никейского, одного из главных сторонников отвергнутой на Руси Флорентийской унии 1439 г., сам факт заключения этого брака требует объяснения. <...> Остается неясным, почему <...>