Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
0   0
Первый авторБогомолов
Страниц14
ID378195
АннотацияВ статье сопоставляются два феномена - музыка и язык, представленные как самодостаточные текстурные среды. Суть такого сравнения заключается в том, чтобы выделить специфические моменты в обоих областях и на основании этого определить правомерность применения вербальных характеристик к области музыкального.
УДК1
Богомолов, А.Г. Звук и смысл / А.Г. Богомолов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2013 .— №1 .— С. 60-73 .— URL: https://rucont.ru/efd/378195 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ А.Г. Богомолов* ЗВУК И СМЫСЛ Язык и музыка — два культурных феномена, базирующиеся на одной физической данности — звуковых волнах. <...> Этим, возможно, во многом и обусловлена та легкость, с которой вербальные характеристики переносятся в область музыкального и наоборот. <...> Примеры этого находятся в таких выражениях, как «язык музыки» или «музыкальная речь». <...> В статье делается попытка сопоставления двух феноменов — музыки и языка, представленных как самодостаточные текстуальные среды. <...> Суть такого сравнения заключается в том, чтобы выделить специфические моменты в обеих областях и на основании этого определить правомерность применения вербальных характеристик к области музыкального. <...> 1 Всем нам приходилось слышать и пользоваться словосочетаниями «язык музыки», «музыкальный язык», и смысл, стоящий за ними, вполне нам очевиден. <...> : 8 (916) 318-22-36; e-mail: bogomolov@philos.msu.ru 60 статочно легко, поскольку музыкальное произведение провоцирует слушателя на внутренний «отзыв», который, как правило, оформляется в виде эмоционального образа. <...> Вызывает ли прослушивание произведения какие-то воспоминания, аффекты или некогда виденные образы, в любом случае, характер воздействия музыкального произведения легко поддается сравнению с информационным потоком вербального характера, т.е. с языком. <...> Подобие это становится тем более очевидным, что основывается на следующем убеждении: музыкальное произведение, вернее, композитор посредством своего сочинения что-то «говорит», неким особым образом обращается к слушателю, вызывая ответную реакцию последнего в виде переживаний и эмоциональных состояний. <...> Музыкальное произведение, соответственно, выступает как специфический текст, содержание которого хоть и воспринимается в невербальной форме, но может быть «дешифровано», описано лингвистическими средствами. <...> При этом поток информации имеет четкую структуру, а «слышимые факты — музыкальные образы <...>