№ 3 А.Х. Денильханов* ДУАЛИЗМ ПРАВА КАК ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА В МИРОВОЗЗРЕНИИ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ (конец ХIХ — начало ХХ в.) <...> На рубеже XIX—ХХ вв. в России обострились противоречия практически во всех сферах жизни и деятельности общества и государства. <...> Этот период передовые мыслители того времени определили как «кризис современного правосознания». <...> Статья посвящена философско-правовой проблематике: анализируются мировоззренческие подходы теоретиков права, которые пересматривали основные постулаты философии права, предлагали пути выхода из «кризиса» и построения общественного идеала. <...> Ключевые слова: философия права, естественное право, право положительное, дуализм права, нравственный закон, позитивизм, либерализм, идеализм, реформизм, общественный идеал. <...> Особую остроту приняли проблемы, связанные с правом и правосознанием. <...> Во многом взгляды российских деятелей науки на государство и право определили естественно-правовые идеи передовой европейской философской ∗ Денильханов Асланбек Хаважович — кандидат политических наук, преподаватель кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, адвокат Московской межтерриториальной коллегии адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы; e-mail: aslanbekk@yandex.ru 103 и политико-правовой мысли о свободе и равенстве, неотчуждаемых правах человека, в том числе учения И. Канта <...> и неокантианства, стали идея нравственного долженствования как самостоятельная сфера общественного бытия и идея безусловной ценности автономной личности. <...> На этой основе выводилось и понятие общественного идеала, содержанием которого были непреходящие нравственные ценности: право на достойное человеческое существование, свобода выбора, равенство и т.п. <...> Будучи сторонниками теории естественного происхождения свободы и равенства всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, безопасность и собственность отстаивали и декабристы [Избр <...>