Крутоус* ЭСТЕТИЧЕСКАЯ SUMMA ДЬЕРДЯ ЛУКАЧА В статье освещается содержание фундаментального труда по эстетике, принадлежащего перу Дьердя Лукача (1885—1971), выдающегося венгерского философа, эстетика, литературоведа, критика. <...> Видный представитель европейского неомарксизма, Лукач разработал фактически первый целостный теоретический вариант, «курс» марксистской эстетики. <...> Французский ученый Жермен Базен во вступлении к одной из глав своей книги «История истории искусства: от Вазари до наших дней» пишет: «Ни один ученый, работающий в области той или иной гуманитарной науки, не может избежать столкновения с монолитной скалой, незыблемой монадой, каковой и является марксизм» [Ж. <...> Внимание ее автора привлекла, в частности, работа известного венгерского мыслителя Дьердя Лукача «Своеобразие эстетического», в которой была предпринята попытка дать целостное изложение и обоснование марксистской эстетики. <...> На взгляд Базена, здесь кроется какой-то нонсенс: ведь сам Лукач заявляет, что «марксистская эстетика одновременно и существует и не существует». <...> : 939-19-50; e-mail: estet@philos.msu.ru 85 Между тем Лукач своим признанием лишь констатировал реальное положение дел, сложившееся к началу его работы над фундаментальным эстетическим трудом (вторая половина 50-х гг. прошлого века). <...> К тому времени стало вполне ясным, что марксизм обладает своей собственной эстетикой; и все же сборники высказываний основоположников учения, с теми или иными комментариями к ним, еще не есть целостный очерк марксистской эстетики. <...> Разработать, исходя из методологии диалектического и исторического материализма, соответствующую ей концепцию эстетики и изложить ее систематическим образом — эту нелегкую задачу добровольно возложил на себя Дьердь Лукач. <...> Дьердь Лукач (1885—1971) был личностью незаурядной и многогранной: философ, общественно-политический деятель, литературовед, литературный критик, теоретик искусства, эстетик в одном лице. <...> Он стремился <...>