Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 615034)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №3 2011

Формально-структурные разновидности в искусстве модернизма (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАфасижев
АвторыОганов А.А.
Страниц16
ID378107
АннотацияРассмотрены техника и способы формообразования в искусстве модернизма. Выделены две противоположные тенденции: вытеснение изобразительного письма абстрактным знаком, символом и предметная материализация идеи вплоть до воплощения ее в реальную вещь. Эти тенденции характерны и для современного постмодернизма.
УДК18
Афасижев, М.Н. Формально-структурные разновидности в искусстве модернизма / М.Н. Афасижев, А.А. Оганов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2011 .— №3 .— С. 57-72 .— URL: https://rucont.ru/efd/378107 (дата обращения: 26.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 М.Н. Афасижев, А.А. Оганов* ФОРМАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА В статье рассматриваются техника и способы формообразования в искусстве модернизма. <...> Выделяются две противоположные тенденции: вытеснение изобразительного письма абстрактным знаком, символом (эскапизм) и предметная материализация идеи вплоть до воплощения ее в реальную вещь (отождествление искусства и действительности). <...> Обе тенденции обосновываются посредством выявления их социально-психологических истоков и эстетической мотивации. <...> Эти тенденции весьма характерны и для современного постмодернизма. <...> Все различия и разнообразия в определении природы, структуры и цели искусства в обществе зависели прежде всего от специфики решения проблемы идеального в той или иной философской системе. <...> «Итак, — пишет Ю.М. Бородай, — всякое предметное всеобщее понятие есть не просто фантом, оно — схема (метод) производства и воспроизводства предмета. <...> Как таковое — оно тоже чувственное (хотя и внеэмпирическое, произвольное и лишь постольку всеобщее) представление — представление способа нашей целесообразной деятельности» [Ю.М. Бородай, 1996, с. <...> Близко к этому и определение идеального, данное Э.В. Ильенковым: «Идеальное и есть не что иное, как совокупность осознанных индивидом всеобщих форм человеческой деятельности, определяющих как цель и закон волю и способность индивидов к деянию» [Э.В. Ильенков, 1974, с. <...> Иными словами, идеальное в свернутом виде объективно существует в продуктах деятельности и субъективно — как отражение в сознании объективной целесообразности созданного предметного мира и новых еще не материализованных целей и проектов. <...> Рассмотрим этот принцип в аспекте модификации способа реализации идеального в широко распространившемся в ХХ в. искусстве модернизма. <...> Основные его направления представлены здесь не в исторической последовательности их возникновения, а с позиций технологической схожести <...>