Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2011

Критика рациональности информационной культуры (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерных
Страниц12
ID378097
АннотацияРассмотрена одна из сторон проблемы информационного общества - прагматичность, которая негативно сказывается на психическом состоянии человека и приводит к крайней рационализации сознания.
УДК008.001
Черных, О.П. Критика рациональности информационной культуры / О.П. Черных // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2011 .— №2 .— С. 41-52 .— URL: https://rucont.ru/efd/378097 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Черных* КРИТИКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Информационная культура делает современное общество крайне прагматичным, непреходящие истины утрачивают ценность, что негативно отражается на психическом состоянии человека. <...> Одна из причин видится в крайней рационализации сознания. <...> Ключевые слова: информационное общество, средства массовой информации, виртуальные миры, рациональное, иррациональное, нравственные ценности, подлинное бытие. <...> Все, что мы знаем о мире, в котором живем, мы знаем благодаря информации; наши будни и отдых строятся на использовании продуктов информационных технологий и протекают в общении с техникой. <...> Решающее значение в определении массовой информации представляет то, что между субъектом и объектом информационной культуры посредничество происходит благодаря технике и организациям, которые производят коммуникацию в рамках массмедийной системы. <...> Поэтому, говоря об «информационной культуре», мы невольно подразумеваем техногенную культуру, порожденную современными информационными технологиями. <...> Реальность, создаваемая массовой информационной культурой, отлична от реальности действительного мирамира, каков он есть сам по себе. <...> Именно появление этого нового звена в цепи «субъект- субъект/объект» искажает ценности, истинное восприятие культурного источника: утрачивается понимание, вариативность и симметричность подлинного диалога, теряется ощущение самоценности и самодостаточности субъекта (объекта) коммуникации. <...> Ключевым аспектом технологической коммуникации является явное и неявное культивирование рациональности: все может быть измерено, систематизировано, оцифровано, прорекламировано, куплено, продано, переведено в деньги. <...> Эта «чистая» рациональность делает сознание прагматичным, деформирует стиль мышления, сферу межличностных коммуникаций, предполагающих понимание, двустороннее общение, соучастие. <...> Подлинное же общение более эмоционально <...>