Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторЛебедев
Страниц26
ID378055
АннотацияОписана общая структура науки, охарактеризованы ее основные измерения, показан сложный и гетерогенный характер структуры реальной науки. Статью предваряет поздравление с 70-летием, посвященное Лебедеву Сергею Александровичу.
УДК1
Лебедев, С.А. Структура науки / С.А. Лебедев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2010 .— №3 .— С. 27-52 .— URL: https://rucont.ru/efd/378055 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия» С.А. Лебедев* СТРУКТУРА НАУКИ Цель статьи — описать общую структуру науки; охарактеризовать ее основные измерения: знаниевое, деятельностное, институциональное, социокультурное, инновационное, антропологическое; показать сложный и гетерогенный характер структуры реальной науки, ее несводимость только к системе научного знания, а современной философии науки — лишь к эпистемологии, к проблемам теории научного познания. <...> Ключевые слова: наука, научное знание, наука как социальный институт, наука как подсистема культуры, инновационная система, аксиология науки, антропологическое измерение науки. <...> Выработка адекватных представлений о сущности науки, ее структуре и закономерностях развития — одна из главных задач современной философии науки. <...> Необходимым условием выработки таких представлений является анализ структуры реальной науки во всей ее сложности и полноте. <...> В своем исходном пункте реальная наука может быть определена как когнитивно-социальная деятельность, имеющая своей главной целью получение нового научного знания. <...> В этом определении имеется три ключевых слова: «когнитивносоциаль ная», «новое» и «научное знание». <...> Понятие «когнитивно-социальная» означает подчеркивание того принципиального обстоятельства, что наука — это не просто познавательная деятельность, а деятельность при этом еще и социальная. <...> Это подразумевает следующее: а) подлинным субъектом научного познания является не индивидуальный субъект (при этом в данном случае неважно — эмпирический он или трансцендентальный), а именно коллективный субъект (научное сообщество); б) сам процесс научного познания имеет ярко выраженный социальный характер; в) его результат — научное знание — также всегда несет на себе (в той или иной степени) определенные черты социальности (по происхождению, содержанию, способам удостоверения и т.д.) <...> Соблюдение всех этих условий является достаточным критерием демаркации (различения <...>