Восколович1, докт. экон. наук, профессор кафедры экономики социальной сферы экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПЛАТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ В статье рассматриваются различные сложившиеся подходы к оценке доступности услуг в здравоохранении, образовании, культуре, коммунальном обеспечении, спорте. <...> Определены критерии и факторы, обусловливающие доступность населению платных потребительских услуг, предложен принцип ступенчатого размещения объектов сферы платных услуг по населенным пунктам. <...> Ключевые слова: социальная, физическая, экономическая доступность платных потребительских услуг населению. <...> Дорогостоящие современные техника, оборудование, технологии, все шире применяемые в строительстве и оснащении объектов указанной сферы, не только требуют привлечения значительных финансовых и иных ресурсов, но и определяют необходимость разработки маркетинговой стратегии обеспечения конкурентоспособности и доступности услуг. <...> О сложившейся системе потребительских предпочтений, обусловленных платежеспособным спросом, можно судить по структуре платных услуг населению (табл. <...> Согласно данным официальной статистики, доля расходов на платные услуги в 2002—2010 гг. менялась весьма мало (наибольшие значения по этому показателю имеют бытовые и медицинские услуги). <...> Проблема доступности услуг в различных отраслях и видах деятельности сферы услуг рассматривается по-разному. <...> Так, исследования относительно доступности медицинской помощи осуществляются в рамках двух основных методологических подходов2: — поведенческого, анализирующего влияние демографических, социальных характеристик населения, ценностных оценок здоровья и потребности в медицинских услугах, а также наличия медицинских учреждений по месту жительства; — контекстуального (организационного), исследующего влияние макроэкономических факторов, в том числе состояния экономики <...>