Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

Театральные заметки

0   0
Первый авторЧулков Георгий Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID3769
Кому рекомендованоГоды странствий
Чулков, Г.И. Театральные заметки : Очерк / Г.И. Чулков .— : [Б.и.], 1930 .— 14 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/3769 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Георгий Чулков ГОДЫ СТРАНСТВИЙ Театральные заметки Оригинал находится здесь: Серебряного века силуэт... <...> В эти годы у него на журфиксах охотно бывали актеры. <...> Театр казался мне чудесным местом, и я сам мечтал об актерском ремесле, разучивал монологи Макбета и Гамлета4, летом на подмосковных дачах устраивал спектакли. <...> Но с годами, продолжая восхищаться Ермоловой5, Федотовой6, Ленским7, Горевым8, Макшеевым9, я уже чувствовал, что в Малом театре не все благополучно. <...> Несмотря на зеленую свою молодость, я понимал, как низко стоит репертуар казенного театра. <...> Зато актер царил на сцене, был ее хозяином. <...> Декорация почитались чем-то совершенно неважным и неинтересным, по крайней мере, в драме. <...> Но по мере того как старились и умирали актеры, воспитавшиеся на лучших традициях московской сцены, все очевиднее становилось падение Малого театра. <...> К тому времени, когда театр К.С. Станиславского перебрался с клубной сцены в постоянное помещение, я был уже студентом. <...> Не помню, при каких обстоятельствах завязалось у меня тогда знакомство с актерами Художественного театра. <...> Это обстоятельство почему-то очень меня смущало, когда я сидел в тюрьме, и мне все казалось, что я «провалил» Мейерхольда. <...> В нашем распоряжении был большой деревенский дом, тройка лошадей, лыжи... <...> Стариков не было, и мы, набегавшись за день на лыжах, возвращались к вечеру в уютный дом к камину, где каждый рассказывал небылицы и были. <...> Театральная жизнь Петербурга была тогда бледной и вялой. <...> В Александринском театре19 утешали ценителей одни старики — Савина20, Давыдов21... <...> Комиссаржевской22, который тогда помещался в Пассаже, восхищала нас сама Вера Федоровна, а ее партнеры — увы — были столь же незначительны, как и актеры казенной сцены. <...> Суворинский театр25 был безнадежно вульгарен, и все прочие театральные предприятия были бессильны и чахлы. <...> Символисты — и я в том числе — решительно отказывались примириться <...>
Театральные_заметки.pdf
Георгий Чулков ГОДЫ СТРАНСТВИЙ Театральные заметки Оригинал находится здесь: Серебряного века силуэт... Будучи еще мальчишкой, в первых классах гимназии, я постоянно бывал в театре—изредка по пятницам у Корша1, а чаще—в Малом театре2, где успел пересмотреть весь тогдашний репертуар и всех мастеров нашей первоклассной драматической сцены. Многих актеров я видел и в частной жизни у моего дядюшки3. В эти годы у него на журфиксах охотно бывали актеры. Некоторые хаживали и к нам играть в винт с моим отцом. Я смотрел на актеров, как на счастливых волшебников. Театр казался мне чудесным местом, и я сам мечтал об актерском ремесле, разучивал монологи Макбета и Гамлета4, летом на подмосковных дачах устраивал спектакли. Этим предосудительным делом занимался я с четырнадцати лет. Но с годами, продолжая восхищаться Ермоловой5, Федотовой6, Ленским7, Горевым8, Макшеевым9, я уже чувствовал, что в Малом театре не все благополучно. Несмотря на зеленую свою молодость, я понимал, как низко стоит репертуар казенного театра.Шекспира и Шиллера ставили нечасто, зато пьесы моего дядюшки,Шпажинского10 и прочих не очень высоких драматургов не сходили со сцены. Больно было смотреть на великолепных артистов, которые тратили свои силы на то, чтобы извлекать из ничтожества всякие сомнительные творения репертуарных поставщиков. Зато актер царил на сцене, был ее хозяином. Режиссер был незаметен. О нем никто и не вспоминал. Декорация почитались чем-то совершенно неважным и неинтересным, по крайней мере, в драме. Зато зрители ценили актерскую игру во всей ее, так сказать, чистоте. Авторский замысел не был загроможден никакими режиссерскими измышлениями. Сущность театра не была утрачена. На первом плане был человек, личность во всей сложности и многообразии его духовной жизни. Но по мере того как старились и умирали актеры, воспитавшиеся на лучших традициях московской сцены, все очевиднее становилось падение Малого театра. Пресловутый «реализм щепкинского дома»11 превращался в самый грубый бытовой натурализм. В театре началось какое-то ожирение сердца. На сцене трактовались обывательские страстишки. Драматическое начало рассчитано было на сентиментальность зрителя, комическое—на его чревную смешливость. Немудрено, что при таком безвременьи спектакли К.С. Станиславского12 в «Обществе любителей искусства и литературы»13 на сцене Охотничьего клуба стали огромным
Стр.1