П з з л о о б и у н е и р d d rd S S d S УДК 621.833 DOI 10.12737/4468 Алгоритм расчёта величины износа на поверхности зуба во время приработки цилиндрической косозубой передачи* А. Ю. Луконин Введение. <...> В процессе эксплуатации зубчатых передач происходит износ рабочих поверхностей зубьев. <...> Он может по-разному влиять на несущую способность передачи. <...> Иногда износ приводит к разрушению контактирующих поверхностей (так всегда происходит, например, в эвольвентном зацеплении). <...> Но износ может способствовать и улучшению контактной несущей способности передачи — например, в процессе приработки передач с зацеплением Новикова [1] (износ типа истирания [2]). <...> Аналогичный процесс происходит при приработке передач эллиптического типа [3] с круговым профилем зуба в торцевом сечении. <...> При нагружении зацепления эллиптического типа в локальных зонах контакта на средней линии зуба возникают большие контактные давления. <...> В процессе приработки поверхностей они вполне могут нивелироваться в силу высокой степени согласованности поверхностей контакта. <...> Поэтому в данной работе исследуется процесс приработки поверхностей контакта эллиптического зацепления на начальном этапе эксплуатации зубчатой передачи. <...> Алгоритм оценки величины износа на рабочей поверхности зуба. <...> Тогда можем предположить, что величина работе износа на площадке сил трения на этом участке [4]: где , — константа, определяющая свойства материала. <...> При вращении зубчатых колёс пятно контакта в зацеплении эллиптического типа движется вдоль средней линии зуба. <...> Поэтому работу сил трения на площадке можем записать: за один цикл контакта 2 1 * Работа выполнена в рамках инициативной НИР. <...> Скорость скольжения в пятне контакта постоянна: угловые скорости вращения колеса и шестерни. ω ω , — контактное давление на в пятно контакта; 2 (3) Здесь — радиус кривизны головки и основания зуба (рис. <...> Величина износа Поэтому скорость скольжения можно вынести из-под знака <...>