ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ УДК 539.3:621.438:629.735 ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АВАРИЙНОГО ОБРЫВА ЛОПАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ А.Е. <...> БУЗЮРКИН 1, канд. физ.-мат. наук И.Л. ГЛАДКИЙ 2, канд. техн. наук Е.И. КРАУС 1, канд. физ.-мат. наук (1ИТПМ СО РАН, г. Новосибирск, 2ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь) Поступила 01 сентября 2014 Рецензирование 19 сентября 2014 Принята к печати 25 сентября 2014 Бузюркин А.Е. <...> С.А. Христиановича СО РАН, e-mail: buzjura@itam.nsc.ru Одним из критериев оценки надежности корпусов авиационных газотурбинных двигателей является их способность к удержанию оборвавшихся элементов ротора, и в первую очередь лопаток вентилятора. <...> В работе представлены результаты численного моделирования процессов деформирования и разрушения корпуса вентилятора газотурбинного авиадвигателя при высокоскоростном соударении с лопаткой вентилятора при ее аварийном обрыве. <...> Верифицированы значения параметров модели Джонсона-Кука, описывающих поведение сплавов ВТ6, ОТ4 и ОТ4-0. <...> Сравнение с экспериментальными данными показывает хорошее соответствие по остаточным скоростям вылета оборвавшейся лопатки и формам пробитых отверстий. <...> Показано, что в зависимости от материала корпуса, его толщины и скорости обрыва лопатки существует возможность либо пробития корпуса оборвавшейся лопаткой и ее вылет за его пределы, либо локализация оборвавшейся лопатки внутри корпуса. <...> Введение Одной из основных задач, которая ставится при проектировании современных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), является проблема обеспечения непробиваемости корпусов оторвавшимися фрагментами ротора. <...> Разрушение лопаток вентилятора может быть вызвано различными как внутренними, так и внешними причинами. <...> Среди основных причин можно выделить такие, как многоцикловая усталость, дефекты в материале, нежелательные остаточные напряжения, повреждения от воздействия попадающих в тракт двигателя посторонних предметов, а также множество других факторов [1–3 <...>