психология образования №1(36)/2015 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИТОРИКЕ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Волкова М.С. – к.п.н., доцент, кафедры филологии и спортивной журналистики РГУФКСМиТ Ключевые слова: коммуникация, риторика, речевое общение, речевая деятельность, речевые навыки и умения, восприятие речевого партнера, речевое взаимодействие, психические процессы. <...> Статья затрагивает одну из актуальных проблем современного высшего образования – обучение студентов искусству общения, взаимодействия с людьми. <...> Опираясь на собственный многолетний опыт преподавания курса риторики студентам РГУФКСМиТ, автор излагает используемые им на практике методы и приемы развития навыков эффективной коммуникации. <...> При этом особое внимание уделяется развитию умений и навыков речевого взаимодействия и восприятия. <...> На современном этапе развития нашего общества происходит постепенное, но неуклонное осознание роли и значения культуры общения, активной речевой деятельности, приобретения и развития речевых навыков и умений. <...> Успех будущей профессиональной деятельности выпускника вуза, его самореализация, востребованность на рынке труда в немалой степени зависят от умения общаться, взаимодействовать с другими людьми, воздействовать на них посредством слова. <...> К ним, в первую очередь, относятся социальные профессии, в том числе и различные специалисты в сфере физической культуры и спорта. <...> «Ни для кого не секрет, – пишет польский психолог Е. <...> Мелибруда, – что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим» [10]. <...> Однако следует с сожалением признать, что современные студенты вуза физической культуры крайне редко задумываются о необходимости анализировать свое общение, оптимизировать, улучшать его. <...> Добавим к этому произошедшее за последнее время явное снижение уровня их речевой культуры, общую девальвацию духовных ценностей, неуважение <...>