Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Н.В. Машинская
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Учебно-методическое пособие
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 343.1(075.8)
ББК 67.629.3я73
М382
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор, заслуженный
юрист РФ В.Ф. Цепелев;
кандидат юридических наук, доцент В.Г. Белоус
Машинская, Н.В.
М382 Уголовный процесс: учебно-методическое пособие / Н.В. Машинская;
Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 163 с.
ISB№ 978-5-261-00886-6
Учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые
для самостоятельной работы студентов по курсу «Уголовный процесс»:
содержание курса, библиографию и нормативные акты, тематику
семинарских занятий, вопросы для подготовки к зачету и экзамену.
Предназначено для студентов юридических специальностей вузов.
УДК 343.1(075.8)
ББК 67.629.3я73
ISB№ 978-5-261-00886-6
© Машинская Н.В., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Введение
В настоящее время для изучения уголовного процесса все большее
значение приобретает самостоятельная работа. Это объясняется
тем, что в соответствии с государственными образовательными
стандартами третьего поколения произошло перераспределение
аудиторной нагрузки, в результате чего значительно увеличилось
количество часов, отведенных для проведения практических занятий.
Кроме этого, возрастает количество учебной и научно-теоретической
литературы, которой необходимо овладеть студенту в
процессе изучения курса уголовно-процессуального права. Иногда
в ходе проведения аудиторных занятий по уголовному процессу
преподаватель нередко сталкивается с проблемой нехватки времени
на углубленное изучение определенных вопросов, включенных
в программу курса по уголовному процессу. Решить данную проблему
можно лишь путем организации самостоятельной работы
студентов.
Основной целью самостоятельной работы студентов является
обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и
практическими материалами, которые необходимы для углубленного
изучения курса уголовного процесса. Самостоятельная работа
проводится для того, чтобы студент умел самостоятельно изучать,
анализировать, перерабатывать и излагать изученный материал.
К основным задачам самостоятельной работы студентов, изучающих
уголовный процесс, следует отнести:
1) продолжение изучения уголовного процесса во внеаудиторное
время, т.е. в библиотеке, дома, в соответствии с программой
курса;
2) углубленное изучение во внеаудиторное время отдельных вопросов
уголовного процесса, как входящих, так и не входящих в
обязательную программу курса уголовного процесса, к которым
студент проявил повышенный интерес, или по заданию преподавателя;
3
Стр.3
3) привитие студентам интереса к юридической литературе,
судебной практике, нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Для
самостоятельной работы студентов преподавателем могут
быть предложены такие формы работы, как написание рефератов
по отдельным темам курса, подготовка докладов и научных сообщений
на практических занятиях.
Самостоятельно готовясь к научному сообщению, студент изучает
монографическую литературу, научные статьи, конспектирует
их, сопоставляет дискуссионные точки зрения, анализирует
их, выдвигает и обосновывает свою точку зрения по обсуждаемой
проблематике.
В ходе самостоятельной работы студент должен знакомиться с
опубликованной и неопубликованной судебной практикой, составлять
ее краткие обзоры и представлять на обсуждение на практическом
занятии.
Особое внимание следует уделять и посещению студентами по
заданию преподавателя судебных заседаний, в которых рассматриваются
уголовные дела. Впоследствии итоги такой самостоятельной
работы могут быть ими проанализированы и представлены
на обсуждение на практическом занятии по уголовному процессу.
Для
того, чтобы приобщить студента к законотворческому процессу,
преподаватель может поручить учащемуся в качестве домашнего
задания подготовить отзыв на представленный законопроект.
Этот отзыв рекомендуется обсудить на практическом занятии.
Важным является проведение самостоятельной работы студентов
по определенной проблематике с учетом времени изучения
данной темы по учебному плану.
Студентам, не справившимся с текущими заданиями (решением
задач, тестов), а также по уважительным причинам пропустившим
занятия, следует придерживаться предложенных преподавателем
тем практических занятий. При этом следует изучить рекомендованную
к ним литературу, ответить на вопросы для самоконтроля,
решить задачи, по согласованию с преподавателем написать реферат.
4
Стр.4