Юрий Светлаков МОЁ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО Рекомендовано кафедрой фотовидеотворчества КемГУКИ в качестве очерков по курсу «Операторское мастерство» Кемерово 2014 1 ББК . <...> 3 Перебирая старые и новые фотографии, срезки с негативов после монтажа снятых мною фильмов, которые не знаю зачем, как Плюшкин собирал в коробочку - думал, коль собираю эти кадры и ещѐ не всѐ выбросил, значит, это для чего-то пригодится. <...> По воспоминаниям режиссѐра и актѐра Леонида Оболенского Сергей Михайлович Эйзенштейн советовал: «Если тебе что-то ужасно нужно найти, бери первую попавшую под руки книгу, которая, скажем, называется «Выведение кроликов в средней полосе России», открывай еѐ - и даже там найдѐшь то, что тебе нужно. <...> Это когда в качестве посоха берѐшь с собой РАЗУМ. <...> И ещѐ одно близкое мне правило из этой книги: «Что бы ты ни делал, делай это наилучшим образом, но ради самого труда, а не из страха, тщеславия, надежды на награду, плату - т. е. не ради каких бы то ни было плодов своего труда. <...> » Далее у Шевцова совсем интересно о «воспоминании»: «Когда приходит ВОСПОМИНАНИЕ, оно приходит объѐмным, зрительноосязательно-обонятельно-телесно-звуковым, да ещѐ и во временной последовательности действий. <...> Впервые подобные мысли о сознании высказал ещѐ Платон устами Сократа, что в наших душах есть восковая дощечка, на которой мы делаем оттиск того, что хотим запомнить из виденного или слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нѐм отпечатки перстней. <...> И ещѐ добавлю, так как я, прежде всего кинооператор, то эту книжку буду монтировать, стараясь больше показывать, чем рассказывать. <...> Не знаю почему, но этот незабываемый кусочек плѐнки имел для меня необъяснимые последствия. <...> Чтобы увидеть кадры на экране пришлось смастерить деревянную камеру «Драндулет-1» для съѐмок и показа отснятых плѐнок. <...> «Утром встал, сразу - за дрель» /из фильма «Покровские ворота/ Про деревянную камеру я рассказал - теперь настала пора поведать о широкоэкранной <...>
Моё_документальное_кино_очерки_по_курсу_Операторское_мастерство.pdf
ББК . 76.032
С24
Светлаков Ю.Я.
С 24 МОЁ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
Кемерово: «Rектаймs», 2014 г. - 336 с. илл.
Эта книжка-размышление кинооператора
Юрия Светлакова о документальном кино.
© Ю.Я. Светлаков. 2014
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Практика
Вместо предисловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Фильмоскоп и кусочек плѐнки . . . . . . . . . . . . 9
Сделай сам! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Первые киносъѐмки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Ученье - Свет! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Незабываемые курсовые работы . . . . . . . . . 37
Фильмы на 35 мм плѐнке . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Очерки на 16 мм плѐнке . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Беседы в кадре и за кадром . . . . . . . . . . . . . . 105
Люди 3емли Кузнецкой . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Кинолетопись Кузбасса . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
Шаг за горизонт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Семейный альбом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Путѐвый очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
После отлучения от эфира . . . . . . . . . . . . . . . 237
Часть 2. Теория
Что такое документальное кино?. . . . . . . . . 281
Магия замысла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Нужен ли сценарий?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Между исследованием и рассказом . . . . . . 289
Сказка про Колобок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Игра в документальное кино . . . . . . . . . . . . 293
Съѐмка как охота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Забытые съѐмки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .297
Про монтаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Тайна документального кино . . . . . . . . . . . . 307
А зритель кто?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Другое документальное кино . . . . . . . . . . . . 315
Вместо послесловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
335
Стр.336