Философские науки – 6/2015 Русское интеллектуальное наследие «ЧеЛОВеК БеЗ КАВЫЧеК» И «ДЖеНТЛЬМеН С НАСМеШЛИВОЙ ФИЗИОНОМИеЙ» В «ХРУСТАЛЬНОМ ДВОРЦе» (о неопубликованной книге А.А. Борового «Достоевский») Часть I П.В. РЯБОВ В начале ХХ в. в мире нарастает интерес к творчеству Федора Михайловича Достоевского. <...> Приходит понимание, что оно содержит – если не ответы, то ключевые вопросы современности, и что Достоевский был не только писателем, но и философом, без обращения к которому осмысление катастрофического опыта настоящего невозможно. <...> 3 Выступив против официозных стереотипов в отношении писателя и против недооценки его философии своими единомышленниками, Боровой сделал его мысли (наряду с идеями А. <...> Последние 15 лет своей жизни Боровой отчасти посвятил созданию фундаменталь 122 Русское интеллектуальное наследие ного труда о писателе. <...> Книга «Достоевский», не опубликованная до сих пор, находится в фонде Борового в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, Ф. <...> Все голоса жизненной симфонии по очереди рождали во мне отклик. <...> Описывая свою эволюцию в эмиграции во Франции в 1911 – 1913 гг., Боровой снова упоминает о Достоевском: «Мое ницшеанское прошлое, зревшее анархическое чувство, страстное увлечение Достоевским, скрябинизм, бергсонианство, увлечение теорией и практикой революционного синдикализма, в неотделимом и неразличимом симбиозе их влияний, разлагали мой некритический оптимизм и слагали во мне новые клеточки – трагического мировоззрения»5 . <...> И верно, мой Достоевский – не Достоевский подполья, но Д[остоевский] Мити Карамазова, Д[остоевский] неудержных эмоций, как бы ни были они подстрижены извне культурой и ранней утратой наивности»9 . <...> Такое сравнение двух классиков мы встречаем в книге «Разговоры о живом и мертвом»: «Где более подлинной революции – революции, поднимающей “Я” сверху донизу, требующей от него совершенной нравств[енной] свободы, все сметающей с пути <...>