Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №3 2015

РОССИЙСКИЙ ОРИЕНТАЛИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕРМОНТОВА И САИДА (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЗАХАРОВ
Страниц24
ID373153
АннотацияВ статье рассматриваются идеи Э. Саида, высказанные им в его основополагающем исследовании «Ориентализм», применительно к российской действительности первой половины XIX в. Кавказ воспринимался как Восток не только русскими писателями и поэтами, но и всем читающим русскоязычным миром того времени. В журналах того времени стали появляться переводы восточных поэтов с французского и немецкого языков. Такое открытие Востока было ошеломляющим. Но еще бóльший интерес стали вызывать стихи и проза Пушкина, БестужеваМарлинского, Лермонтова, побывавших на Кавказе и отразивших виденное в своих произведениях. Именно они стали на многие годы тем знанием о Востоке, его нравах и менталитете, которое служило ориентиром российским читателям.
ЗАХАРОВ, В.А. РОССИЙСКИЙ ОРИЕНТАЛИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕРМОНТОВА И САИДА / В.А. ЗАХАРОВ // Философские науки .— 2015 .— №3 .— С. 48-71 .— URL: https://rucont.ru/efd/373153 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 3/2015 Философская мысль: рецепция и интерпретация РОССИЙСКИЙ ОРИеНТАЛИЗМ В ИНТеРПРеТАЦИИ ЛеРМОНТОВА И САИДА В.А. <...> ЗАХАРОВ Когда мы говорим об ориентализме, первое, что приходит на ум, – перевод этого слова. <...> В своей книге автор показал, как из записок разных проходимцев – искателей приключений, посещавших Восток, не понимавших чужую культуру и не вникавших в нее, на Западе складывался образ «Дикого Востока», образ, который сейчас вовсю тиражируется мировыми СМИ. <...> В своих комментариях к дискурсу (критике, полемике, диспуту) ориентализма в западной аналитике Эдвард Саид исследует сферу ориентализма, являющуюся, по его мнению, «не чем иным как колониальным дискурсом». <...> Саид показывает, по какой логике или с какой точки зрения Запад рассматривает ту 48 Философская мысль: рецепция и интерпретация часть мира, которую можно назвать незападной. <...> Ориентализм Саида определяет Восток не в географическом (East), а в культурологическом смысле (Orient)2 . <...> Колонизация Востока в XVIII и XIX вв. означала для европейцев не только экономическое владение им, но и его осмысление. <...> Эдвард Саид отмечает, что невозможно понять эту строго систематизированную дисциплину, с помощью которой европейская культура была в состоянии управлять Востоком и даже создавать его – в политическом, военном, идеологическом, научном и воображаемом аспектах, если не рассматривать ориентализм в качестве дискурса3 . <...> Справедливо и то, что на Западе она стала не только бестселлером, но и дала повод для многочисленных научных исследований, посвящен 50 Философская мысль: рецепция и интерпретация ных критике колониальной науки и политики. <...> В России активное издание переводов его работ началось только с 1996 г. Клиффорд считает работу Саида одной из первых попыток использовать идеи Фуко применительно к культурному анализу, представляющей большой интерес для историков, критиков, социологов и антропологов. <...> О России в книге Саида упоминается <...>