Философские науки – 3/2015 Философская мысль: рецепция и интерпретация РОССИЙСКИЙ ОРИеНТАЛИЗМ В ИНТеРПРеТАЦИИ ЛеРМОНТОВА И САИДА В.А. <...> ЗАХАРОВ Когда мы говорим об ориентализме, первое, что приходит на ум, – перевод этого слова. <...> В своей книге автор показал, как из записок разных проходимцев – искателей приключений, посещавших Восток, не понимавших чужую культуру и не вникавших в нее, на Западе складывался образ «Дикого Востока», образ, который сейчас вовсю тиражируется мировыми СМИ. <...> В своих комментариях к дискурсу (критике, полемике, диспуту) ориентализма в западной аналитике Эдвард Саид исследует сферу ориентализма, являющуюся, по его мнению, «не чем иным как колониальным дискурсом». <...> Саид показывает, по какой логике или с какой точки зрения Запад рассматривает ту 48 Философская мысль: рецепция и интерпретация часть мира, которую можно назвать незападной. <...> Ориентализм Саида определяет Восток не в географическом (East), а в культурологическом смысле (Orient)2 . <...> Колонизация Востока в XVIII и XIX вв. означала для европейцев не только экономическое владение им, но и его осмысление. <...> Эдвард Саид отмечает, что невозможно понять эту строго систематизированную дисциплину, с помощью которой европейская культура была в состоянии управлять Востоком и даже создавать его – в политическом, военном, идеологическом, научном и воображаемом аспектах, если не рассматривать ориентализм в качестве дискурса3 . <...> Справедливо и то, что на Западе она стала не только бестселлером, но и дала повод для многочисленных научных исследований, посвящен 50 Философская мысль: рецепция и интерпретация ных критике колониальной науки и политики. <...> В России активное издание переводов его работ началось только с 1996 г. Клиффорд считает работу Саида одной из первых попыток использовать идеи Фуко применительно к культурному анализу, представляющей большой интерес для историков, критиков, социологов и антропологов. <...> О России в книге Саида упоминается <...>