Тенденции ФН – 3/2016 ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: PRO ET CONTRA* М.Ф. ЧЕРНЫШ В международном праве, в международной политике, в политике в целом, в тех случаях, когда доминирует право сильного, двойные стандарты в обществе становятся нормой. <...> Возникает вопрос: действительно ли, создавая демократические институты, частное и публичное право, критикуя практику двойных стандартов, люди преследуют цель их искоренения? <...> Или двойные стандарты – это неизбежность, оборотная сторона процесса унификации, сопровождающая утверждение любых стандартов? <...> В основе двойных стандартов лежит манихейская картина мира, в которой доминирует оппозиция «свои – чужие». <...> Возникнув в палеолите и достигнув расцвета в манихейской идеологии в эпоху европейского Средневековья, принцип «свои – чужие» постепенно терял свои позиции в гуманистическую эпоху. <...> Тем не менее из нашего сознания такой подход не исчез окончательно, а лишь ушел в коллективное бессознательное, актуализируясь через феномен двойных стандартов. <...> Двойные стандарты в социальной политике – это, по сути, возникающее противоречие между принятыми в обществе ценностями и частными интересами, разрешаемое, как правило, в пользу частных интересов. <...> Отсюда необходимость для аналитика рассматривать двойные стандарты на разных уровнях – на уровне функционирования государственных и общественных институтов и на микроуровне, где принцип «свой – чужой» работает как основа стандартизации саморегулирующейся повседневности. <...> В статье я не предлагаю рецептов преодоления двойных стандартов. <...> Я лишь хочу показать, что борьба с двойственностью в оценке стандартов социальной жизни и социальной политики не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. <...> В тексте статьи я буду опираться на оценки двойных стандартов в дискурсах социологов различных идейных ориентаций (левой, либеральной, центристской, технократической и т.д.) <...> Тенденции Идеалы равенства <...>