Из истории интеллектуальных поисков ФН – 8/2015 ФИЛОСОФСКАЯ АСКеЗА ПеТРА ЧААДАеВА* С.А. СМИРНОВ Бывает весьма полезно обращаться к опыту ранее живших философов, становящихся твоими собеседниками. <...> К таким собеседникам относится, с нашей точки зрения, Петр Яковлевич Чаадаев. <...> Эта прецедентность воплощается в главном – в понимании философии как опыта аскезы. <...> П.Я. Чаадаев показал пример автономного мышления, отличного от опыта религиозного откровения, опыта построения идеологической доктрины, опыта пророчества или морализаторства, или опыта художественного творения, хотя и то, и другое, и третье могут быть составными частями единого опыта духовной работы. <...> Поэтому далее мы будем излагать свое понимание в виде комментариев на полях «Философических писем». <...> Мистический опыт – это «опыт событий трансцендирования», который образует особый онтологический горизонт в бытии, взятом в энергийном аспекте – как «бытие-действие»1 . <...> * Статья написана в рамках проекта Российского научного фонда «Построе 22 Из истории интеллектуальных поисков трансцендирования означает преодоление и превосхождение здесьбытия, наличного сущего. <...> С мистическим опытом трансцендирования переплетается опыт аскезы, практика аскезы, означающая в своей полноте и пределе онтологическую трансформацию человека, опыт преображения. <...> В целом эти практики мистики и аскезы означают единство духовной практики в целом и грань между ними всегда условна4 . <...> Такое радикальное изменение себя есть условие познания истины. <...> Не может быть истины без обращения и преображения субъекта: «Человек сам трудится над собой, вырабатывает себя из себя, постепенно преобразует себя в себя в долгой работе над собой, каковая и есть аскеза»6 Фуко называет то, что «аскеза – не способ подчинить субъекта закону; аскеза – это способ связать себя с истиной»7 . <...> Философская аскеза Петра Чаадаева 23 эпоху заключается в обеспечении того, что я назвал бы субъективацией <...>