Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №8 2015

ФИЛОСОФСКАЯ АСКЕЗА ПЕТРА ЧААДАЕВА (300,00 руб.)

0   0
Первый авторСМИРНОВ
Страниц16
ID372776
АннотацияВ статье предложен способ понимания и описания опыта философствования как аскезы на примере П.Я. Чаадаева. Опираясь на работы П. Адо, М. Фуко и других разработчиков антропологического дискурса, автор вводит понимание того, что такое философская аскеза, отличная от аскезы религиозной. Вводятся первоначальные принципы и критерии философской аскезы. «Философические письма» П.Я. Чаадаева автор рассматривает как своего рода медитации, упражнения по сосредоточению, показывающие, что русский философ проделывал определенную духовную работу, которую можно представить как философскую аскезу. Ключевые слова: философская аскеза, медитации, духовные упражнения, духовные практики.
СМИРНОВ, С.А. ФИЛОСОФСКАЯ АСКЕЗА ПЕТРА ЧААДАЕВА / С.А. СМИРНОВ // Философские науки .— 2015 .— №8 .— С. 22-37 .— URL: https://rucont.ru/efd/372776 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Из истории интеллектуальных поисков ФН – 8/2015 ФИЛОСОФСКАЯ АСКеЗА ПеТРА ЧААДАеВА* С.А. СМИРНОВ Бывает весьма полезно обращаться к опыту ранее живших философов, становящихся твоими собеседниками. <...> К таким собеседникам относится, с нашей точки зрения, Петр Яковлевич Чаадаев. <...> Эта прецедентность воплощается в главном – в понимании философии как опыта аскезы. <...> П.Я. Чаадаев показал пример автономного мышления, отличного от опыта религиозного откровения, опыта построения идеологической доктрины, опыта пророчества или морализаторства, или опыта художественного творения, хотя и то, и другое, и третье могут быть составными частями единого опыта духовной работы. <...> Поэтому далее мы будем излагать свое понимание в виде комментариев на полях «Философических писем». <...> Мистический опыт – это «опыт событий трансцендирования», который образует особый онтологический горизонт в бытии, взятом в энергийном аспекте – как «бытие-действие»1 . <...> * Статья написана в рамках проекта Российского научного фонда «Построе 22 Из истории интеллектуальных поисков трансцендирования означает преодоление и превосхождение здесьбытия, наличного сущего. <...> С мистическим опытом трансцендирования переплетается опыт аскезы, практика аскезы, означающая в своей полноте и пределе онтологическую трансформацию человека, опыт преображения. <...> В целом эти практики мистики и аскезы означают единство духовной практики в целом и грань между ними всегда условна4 . <...> Такое радикальное изменение себя есть условие познания истины. <...> Не может быть истины без обращения и преображения субъекта: «Человек сам трудится над собой, вырабатывает себя из себя, постепенно преобразует себя в себя в долгой работе над собой, каковая и есть аскеза»6 Фуко называет то, что «аскеза – не способ подчинить субъекта закону; аскеза – это способ связать себя с истиной»7 . <...> Философская аскеза Петра Чаадаева 23 эпоху заключается в обеспечении того, что я назвал бы субъективацией <...>