Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №6 2015

АНАРХИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторКРАВЧЕНКО
Страниц8
ID372772
АннотацияПросыпающийся в последнее время интерес к анархизму как общественно-политическому движению интуитивно заставляет насторожиться. В памяти сразу всплывают черные знамена, тачанки, обвешанные пулеметными лентами бойцы, бомбисты и т.д. и т.п. Кажется, возможное возвращение в Россию анархизма как массового движения не сулит ничего другого. Но является ли такой анархизм единственно возможным? Для ответа на этот вопрос нужно вначале его прояснить, ответив, в свою очередь, на следующие вопросы: «Что такое анархизм? Что в его историческом воплощении случайно, а что принципиально? Как он изменился – чем был в прошлом и чем стал сейчас?» Именно этим вопросам был посвящен Круглый стол «Анархизм: история и современность», прошедший 20 февраля 2014 г. в стенах Института философии РАН.
КРАВЧЕНКО, А.М. АНАРХИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / А.М. КРАВЧЕНКО // Философские науки .— 2015 .— №6 .— С. 138-145 .— URL: https://rucont.ru/efd/372772 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В памяти сразу всплывают черные знамена, тачанки, обвешанные пулеметными лентами бойцы, бомбисты и т.д. и т.п. <...> Кажется, возможное возвращение в Россию анархизма как массового движения не сулит ничего другого. <...> Но является ли такой анархизм единственно возможным? <...> Дамье указал, что анархизм далеко не сразу пришел к ее отрицанию: сам Бакунин вначале был приверженцем сохранения некоего «парламента» как центрального органа власти и лишь впоследствии пришел к выводу, что и этот механизм слишком централизован. <...> В связи с этим Дамье напомнил о близком к анархизму лозунге Ж.Ж. Руссо: «Не делегируй! <...> Завершая свое выступление, Дамье обратился к глубинным корням анархической мысли, к средневековому спору реализма и номинализма. <...> Анархистская традиция в России не прерывалась никогда, поэтому можно согласиться со словами Бердяева, что «России анархизм присущ». <...> Несмотря на различие анархизмов, можно все же говорить об анархистской идентичности. <...> Анархист не может идти к свободе, отрицая свободу. <...> По его мнению, нужно учитывать социальную среду, из которой происходят люди, исповедующие ту или иную радикальную идеологию. <...> в 1908 г., на спаде первой русской революции, писал: «К нам хлынул поток людей, охваченных жаждой социальной мести, террора… а что такое анархизм – им было совершенно неважным». <...> Анархическая мысль дала несколько ответов на этот вопрос. <...> Кропоткин в своих неопубликованных работах «Интеллигенция и рабочие» и «Интеллигенция и профсоюзы» выделил следующие черты, свойственные интеллигенции: «Сциентизм, вера в собственную ценность, элитаризм, этатизм». <...> В отличие от историков Дамье и Рублева, стремившихся говорить «по-философски», А.Ю. Федоров (анархист, независимый публицист) говорил чисто «по-исторически». <...> Федоров отметил, что в истории влияния анархистов на гражданскую войну в Испании остается немало белых пятен. <...> Сводя деятельность испанских анархистов периода гражданской войны к общеанархическому <...>