ФИЛОСОФСКАЯ РеФЛеКСИЯ Религиозное сознание и философия ТеНДеНЦИЯ К РАЗМЫВАНИЮ ДОГМАТИЗМА РеЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦеССе СеКУЛЯРИЗАЦИИ Д.В. <...> КАНАКОВ Переход к Новому Времени, характеризуемый формированием нового способа производства – капиталистического, великими географическими открытиями, расширившими горизонт человеческой мысли и познакомившими европейцев с новыми культурами и религиями, колониальной политикой, расширил сферу секуляризации общественного сознания. <...> Эти процессы сопровождаются постепенным размыванием религиозного догматизма в общественном сознании, дедогматизацией последнего. <...> В истории европейской культуры дедогматизация религиозного сознания стала составной частью процесса секуляризации, начиная с эпохи Нового Времени. <...> 98 Религиозное сознание и философия Давая расширенное определение секуляризации как «утраты религией своей значимости», Д.А. Узланер выделяет две основные группы факторов секуляризации: 1) «социально-исторические процессы», происходившие в западных странах (прежде всего в Англии, Франции, США) в эпоху Нового Времени; 2) формирующиеся параллельно социально-экономическим процессам концепции философии истории, согласно которой упадок религии – неизбежное следствие прогресса2 . <...> Признавая научную ценность выделения «духовных» факторов в процессах секуляризации (формирование новых взглядов на смысл и назначение истории, безусловно, повлияло на секуляризацию), мы склоны признать первичную роль в процессах секуляризации и дедогматизации религии за общественно-экономическими изменениями Нового Времени. <...> Эта тенденция сопровождалась укреплением религиозного догматизма, закрепощением общественного сознания, его догматизацией. <...> Под догматизацией общественного сознания мы подразумеваем процесс укрепления догматического характера вероучения в какой-либо религии, что сопровождается усилением институциональной роли религии в общественной <...>