Действительность и перспективы ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК* В.И. ПРЖИЛЕНСКИЙ, И.Б. ПРЖИЛЕНСКАЯ Сегодня все чаще можно услышать о том, что научная теория не является ни высшей формой развития знания, ни конечной целью научного исследования, ни универсальной и самодостаточной ценностью западной цивилизации. <...> Пожалуй, более всего это мнение популярно среди представителей американских интеллектуалов, независимо от того, занимаются ли они научными исследованиями, управленческой или педагогической деятельностью. <...> Данный факт вполне объясним влиянием идей американского прагматизма и ряда других близких по духу философских течений, не только американских, но и европейских. <...> Опираясь на критику теоретического разума, прагматисты сформулировали принципы и создали модели, в которых теоретическое знание как таковое не отрицается, но лишается прежнего привилегированного статуса. <...> С середины ХХ века в США, а затем и в Европе началась перестройка образования в сторону избавления от диктата теоретического знания. <...> В разные времена это называлось то деятельностным подходом, то компетентностной парадигмой, то практикоориентированной моделью. <...> Институционализация данного движения в Европе, несмотря на всю свою проблемность и противоречивость, состоялась и получила название болонского процесса. <...> Россия провозгласила свою приверженность данному процессу и осуществляет реформы, направленные на модернизацию модели управления образованием, а также на изменение его структуры и содержания. <...> Неодобрительное отношение ко всему этому большинства членов научно-образовательного сообщества объясняется тем, что современный преподаватель вуза не имеет возможности, а нередко и желания проводить собственные научные исследования, что в новой модели абсолютно необходимо. <...> Между тем с неизбежностью возникают вопросы, ответы на которые можно искать либо в философии американского <...>