ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ © И. И. Каган, 2016 УДК 611:378.147 И. И. Каган СОВРЕМЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ* Кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии им. <...> С. В. Чемезов), Оренбургский государственный медицинский университет При анализе роли и места современной клинической анатомии в высшем медицинском образовании, путей организации и совершенствования её преподавания в медицинских вузах, развития клинико-анатомических исследований в Российской Федерации целесообразно рассмотреть три вопроса: 1) клиническая анатомия, как прикладное направление современной анатомии; 2) организационные основы преподавания клинической анатомии; 3) развитие научных исследований по клинической анатомии. <...> Клиническая анатомия, как прикладное направление современной анатомии Традиционные представления о значении фундаментальной и прикладной анатомии, как одной из важнейших основ клинической медицины, со второй половины ХХ столетия резко расширились и конкретизировались. <...> Одна из них — широкое внедрение в клиническую практику принципиально новой группы диагностических методов, получивших общее название imaging methods, а в русском звучании — «методы прижизненной визуализации». <...> Это компьютерная и магнитнорезонансная томография, ультразвуковое сканирование, прижизненная эндоскопия — методы, составляющие новую основу современной прижизненной диагностики. <...> Другая причина — значительное развитие таких разделов современной оперативной хирургии и хирургических специальностей, как эндоскопическая хирургия, микрохирургия, навигационная хирургия, травматология, нейрохирургия, офтальмохирургия, хирургическая отиатрия, требующих значительно более высокого уровня сведений по анатомии и топографии органов и областей. <...> Эти объективные причины (наряду с некоторыми другими) нашли свое внешнее выражение в создании в разных странах профильных журналов по клинической <...>