Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Чириков Е. Н.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID3716
АннотацияОб авторе (Чириков Евгений Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Чириков Е. Н.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3716 (дата обращения: 20.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЧИРИКОВ, Евгений Николаевич [24. <...> Детство Ч. прошло в разных уездах Казанской и Симбирской губ., где его отец -- в прошлом армейский офицер -- служил становым приставом и помощником исправника. <...> В возрасте 11 лет поступил в гимназию, а в 1883 г.-- в Казанский университет. <...> Подвергался аресту еще дважды -- в январе 1888 г. за сочинение и публичное исполнение антимонархистской "Оды" и в 1892 г. за причастность к группе молодых последователей "Народной воли" во главе с М. В. Сабунаевым. <...> Годы, прожитые под надзором полиции, когда только сознание неразрывной связи с единомышленниками помогало переносить трудности и лишения, оказались самыми яркими в биографии писателя. <...> Ч. начал печататься с 1885 г., его первые статьи появились в казанской газете "Волжский вестник". <...> Поддержка "Русского богатства" проложила Ч. дорогу и в другие популярные толстые журналы -- "Мир божий", "Северный вестник", "Вестник Европы". <...> Важную роль в идейно-творческой эволюции писателя сыграло его пребывание в Самаре в середине 90 гг., где под влиянием марксистски настроенных кругов местной интеллигенции он подверг критической переоценке свои прежние народнические взгляды. <...> Правда, его соприкосновение с марксизмом было весьма поверхностным -- ни тогда, ни позже, в годы сотрудничества в журналах "Новое слово" и "Жизнь", в горь-ковском "Знании", он не стал революционным марксистом, оставаясь на общедемократических позициях. <...> ("Студенты приехали", 1890; "Gaudeamus igitur", "Фауст", 1900, и др.), а также в его первых пьесах 1902 г. "На дворе во флигеле" и "Друзья гласности" воспроизводились тусклые, однообразные будни обывателей, обличалось провинциальное мещанское болото, засасывающее человека, губящее благородные душевные порывы. <...> Для Ч.-- беллетриста и драматурга -органичным в те годы оказалось воздействие чеховских художественных принципов, хотя ему далеко не всегда удавалось избежать натуралистической эмпирики и возвыситься <...>
Чириков_Е._Н._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЧИРИКОВ, Евгений Николаевич [24.VII(5.VIII).1864, Казань -- 18.I.1932, Прага] -- прозаик, драматург, публицист. Один из писателей-реалистов конца XIX -- нач. XX в. Выходец из семьи безземельных симбирских дворян. Детство Ч. прошло в разных уездах Казанской и Симбирской губ., где его отец -- в прошлом армейский офицер -- служил становым приставом и помощником исправника. В возрасте 11 лет поступил в гимназию, а в 1883 г.-- в Казанский университет. Еще будучи гимназистом, увлекся народническими идеями, в университете сразу примкнул к революционно настроенной части студенчества. В 1887 г. вошел в состав одного из первых марксистских кружков, организованного в Казани Н. Е. Федосеевым. За участие в студенческих волнениях, вызванных репрессиями царского правительства против передовой молодежи, Ч. в декабре 1887 г. был исключен из университета, арестован и выслан в Нижний Новгород. Подвергался аресту еще дважды -- в январе 1888 г. за сочинение и публичное исполнение антимонархистской "Оды" и в 1892 г. за причастность к группе молодых последователей "Народной воли" во главе с М. В. Сабунаевым. Положение политически неблагонадежного вынуждало Ч. часто менять местожительство, переезжать из города в город. В 1886 г. в Царицыне он встретился с М. Горьким, а через несколько месяцев, оказавшись по предписанию властей в Астрахани, познакомился с Н. Г. Чернышевским. Годы, прожитые под надзором полиции, когда только сознание неразрывной связи с единомышленниками помогало переносить трудности и лишения, оказались самыми яркими в биографии писателя. Ч. начал печататься с 1885 г., его первые статьи появились в казанской газете "Волжский вестник". В январе 1886 г. в той же газете был опубликован его первый рассказ "Рыжий". До 1894 г. сотрудничал лишь в провинциальной прессе. По рекомендации Н. К. Михайловского журнал "Русское богатство" (1894.-- No 7) опубликовал его рассказ "Gaudeamus igitur". Поддержка "Русского богатства" проложила Ч. дорогу и в другие популярные толстые журналы -- "Мир божий", "Северный вестник", "Вестник Европы". Важную роль в идейно-творческой эволюции писателя сыграло его пребывание в Самаре в середине 90 гг., где под влиянием марксистски настроенных кругов местной интеллигенции он подверг критической переоценке свои прежние народнические взгляды. Правда, его соприкосновение с марксизмом было весьма поверхностным -- ни тогда, ни позже, в годы сотрудничества в журналах "Новое слово" и "Жизнь", в горь-ковском "Знании", он не стал революционным марксистом, оставаясь на общедемократических позициях. В 1890 г. уже обозначились характерные особенности творчества Ч. как бытописателя общественных нравов. В рассказах о деревне ("В лесу", 1896; "Хлеб везут", 1897, и др.), где правдиво изображалась жизнь крестьянства, задавленного беспросветной нуждой, выражалось глубокое сочувствие страдающему люду, он выступил продолжателем демократических и реалистических традиций писателей-шестидесятников -- Н. Успенского, Ф. Решетникова, А. Левитова. В другом цикле рассказов Ч. 90 -- нач. 900 гг. ("Студенты приехали", 1890; "Gaudeamus igitur", "Фауст", 1900, и др.), а также в его первых пьесах 1902 г. "На дворе во флигеле" и "Друзья гласности" воспроизводились тусклые, однообразные будни обывателей, обличалось провинциальное мещанское болото, засасывающее человека, губящее благородные душевные порывы. Для Ч.-- беллетриста и драматурга -органичным в те годы оказалось воздействие чеховских художественных принципов, хотя ему далеко не всегда удавалось избежать натуралистической эмпирики и возвыситься над впечатлениями, доступными лишь обыденному сознанию. Не ограничиваясь изображением отрицательных сторон жизни, Ч. стремился показать героев, противостоящих миру обывательщины, вступающих в борьбу с косностью и произволом. Опальные, отчужденные от "нормальной" мещанской среды протестанты-одиночки -- герои таких рассказов, как "Блудный сын" (1899), "Роман в клетке" (1902), "На поруках" (1904),-- казались ему единственным "лучом света" во мраке окружающей пошлости, хотя он и осознавал трагическое бессилие их попыток изменить жизнь в лучшую сторону. В повестях "Инвалиды" (1897) и "Чужестранцы" (1899) Ч., опираясь на собственный жизненный опыт, отразил крах народнических иллюзий, убедительно показал идейное превосходство интеллигентов марксистской ориентации над "инвалидами" уже исчерпавшего себя общественного движения. Встреченные народнической критикой (Н. К. Михайловским, А. М. Скабичевским) с явным неодобрением, повести эти послужили причиной разрыва писателя с "Русским богатством". Плодотворными для Ч. были годы его сотрудничества с журналом "Жизнь". Начавшись в 1899 г., оно совпало по времени с самым интенсивным периодом жизни журнала, когда на его страницах печатались работы В. И. Ленина, произведения М. Горького, шла острая полемика между легальными и революционными марксистами. "Недурной журнал! Беллетристика хороша и даже лучше всех!" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.-- Т. 46.-- С. 25) -- эта ленинская оценка литературной продукции журнала "Жизнь" относилась и к Ч." опубликовавшему в нем "Чужестранцев", многие рассказы.
Стр.1