МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ
Учебная программа курса и планы семинарских занятий
Составитель:
Т. Н. Волобуева
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «История европейской музыки» относится к
Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по направлению
подготовки 033000 – Культурология (бакалавриат), она входит в
вариативную (общепрофессиональную) часть этого цикла и адресована студентам
первого курса. Читается во втором семестре, когда студенты уже
подготовлены к её восприятию после изучения дисциплин «Отечественная
история» и «Введение в культурологию».
Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов навыков
самостоятельного изучения музыки как одного из видов искусства,
показ важности, необходимости изучения истории музыки как элемента
широкого, целостного пласта художественной культуры, в контексте которого
развивается музыкальное творчество, меняется его взаимодействие с
другими видами искусств.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
– формирование системы знаний об основных этапах развития музыкальной
культуры, месте музыки в системе пространственно-временных и
зрелищных видов искусства;
– воспитание способности слушать и понимать музыкальное произведение
в социальном и художественно-историческом контекстах;
– знание фактов и художественных явлений музыкальной истории России
и Европы, закономерностей развития музыкального творчества;
– укрепление устойчивого интереса к музыке, умение использовать полученные
знания в своей профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины «История европейской музыки»
студент должен знать место музыки в системе пространственно-временных
и зрелищных видов искусства; особенности и основные этапы исторического
развития отечественной и европейской музыки; основные понятия и термины;
обязательные музыкальные произведения, предусмотренные программой
курса.
Уметь различать основные музыкальные стили и направления, выделять
типы музыкальной культуры различных культурных эпох; владеть понятийным
аппаратом, понимать проблематику и специфику музыкальной
культуры, ориентироваться в современной музыкальной среде; использовать
полученные знания в области музыкальной культуры в своей профессиональной
деятельности.
По дисциплине «История европейской музыки» предусмотрены: аттестация
в форме тестирования и зачет в качестве промежуточной аттестации.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Музыка как вид искусства
Философско-эстетическое понимание музыки. Связь музыки с космосом
и числом, концепция музыкального этоса, космической музыки; учение
об аффектах, музыка – «язык» человеческой души, чувств, страстей. Сравнительно-искусствоведческое
понимание музыки. Звук-слово, музыка –
изобразительное искусство. Основные понятия теории музыки.
Тема 2. Музыкальное искусство древности
Синкретизм первобытного искусства. Религиозно-культовые гимны.
Основные черты художественной культуры древних цивилизаций. Письменные
памятники музыкального искусства. Театр. Виды инструментов.
Развитие музыкальной науки и образования.
Античная музыкальная культура. Музыкально-поэтическое творчество.
Развитие теории музыки. Пифагор. Народное творчество. Аэды, рапсоды,
комос. Греческая лирика (хоровая, сольная, философская, гражданская).
Музыка в трагедиях, религиозных церемониях. Музыка и образование.
Концертная антреприза в Риме.
Тема 3. Музыка в художественной культуре феодального общества
Западноевропейское музыкальное искусство в средние века. Место музыки
в храмовом синтезе искусств. Григорианский хорал. Литургическая
драма. Ранние формы многоголосия. Вокальная и инструментальная музыка.
Жанры многоголосной профессиональной музыки (мотет, месса). Средневековый
музыкальный театр (литургия, мистерия). Школа Нотр-Дам.
Эпоха Ars-nova. Особенности и формы бытования светской музыкальной
культуры. Народные музыканты. Музыка и поэзия трубадуров, труверов,
миннезингеров. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Развитие
жанра песни. Формирование нотации. Византия. Особенности музыкальной
культуры.
Тема 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения
Место музыки в ренессансной культуре. Образование и развитие национальных
полифонических школ. Основные жанры полифонической музыки.
Развитие инструментальной музыки (сюиты, сонаты, concerto grosso,
сольные концерты). Новые формы музыкальной исполнительской практики:
появление общедоступных театров и открытых публичных концертов. Развитие
бытовой инструментальной музыки, ее обогащение национальной народно-инструментальной
традицией. Основные художественные принципы
стиля барокко. Стремление к синтезу различных видов искусств. Расцвет
искусства сольного пения.
6
Стр.6
Тема 5. Музыкальная культура эпохи барокко и Просвещения
Рождение новых жанров – «драмы на музыке» оперы-сериа и оперыбуффа,
оратории, балета, инструментального концерта, сольной сюиты.
Творчество Монтеверди, Люли, Пёрселла. Открытие консерваторий. Новые
формы бытования музыки: появление оперных театров, концертных залов.
Творчество Вивальди, Корелли. Клавирная, органная музыка XVII в.
Г. Гендель. Творчество И. Баха: органная музыка, оркестровые концерты,
сюиты, оратории. Идеи Просвещения и музыкальное искусство XVIII века;
становление классических музыкальных форм. Венская классическая композиторская
школа. Творчество Й. Гайдна, А. Моцарта – родоначальников
классического симфонизма. Оперное и инструментальное творчество
Л. Бетховена.
Тема 6. Становление и развитие русской музыкальной культуры
Особенности культурного развития Древней Руси. Древнейшие виды
народного музыкального творчества: календарно-обрядовые, семейные песни.
Героический эпос. Скоморохи – представители светской традиции.
Происхождение и ранние формы русского церковного пения. Знаменный
распев как вариант восточно-христианского певческого искусства.
Колокольные звоны. Русская музыкальная культура XIV–XVII вв. Народное
музыкальное творчество. Эпические жанры. Лирическая песня. Церковное
певческое искусство. Музыка в религиозных действах. Придворный
быт и народное музыкальное творчество XVII в. Переход от знаменного одноголосного
пения к многоголосному партесному пению. Петровская эпоха
в русском музыкальном искусстве. Музыка в общественном быту, петровские
канты, музыка в театре.
Просветительские тенденции в русской музыке XVIII века. Иностранные
оперные труппы в России. Развитие жанра «российской песни». Истоки
русского романса. Запись и изучение русской народной песни. Начало русской
оперы. В. Пашкевич, Е. Фомин. Развитие хоровой музыки. Творчество
М. Березовского и Д. Бортнянского. Синтез в композиторском творчестве
влияний западноевропейской музыки и самобытных черт русского фольклора.
Музыкально-театральная жизнь Петербурга и Москвы.
Тема 7. Национальные композиторские школы в Европе XIX века
Становление национальных композиторских школ. Эпоха романтизма
в европейской музыке. Творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. Вебера,
Р. Вагнера. Французский музыкальный романтизм. Связь музыки с романтической
литературой, живописью, театром. (Г. Берлиоз, Д. Россини). Обогащение
европейского музыкального искусства достижениями венгерской,
польской, чешской, испанской, финской, норвежской музыки.
7
Стр.7
Ф. Лист – классик венгерской музыки. Ф. Шопен и польская культура.
Э. Григ – основоположник норвежской музыкальной классики. Б. Сметана,
А. Дворжак – представители чешского музыкального искусства. Возрождение
национальной испанской музыки – И. Альбенис, Э. Гранадос. Связи
творчества композиторов с национальным фольклором.
Тема 8. Русская музыкальная культура XIX века
Становление русской композиторской школы в XIXвеке. Русский романтизм
и музыкальное искусство. Русский бытовой романс в творчестве
А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва. Сближение народной и профессиональной
музыки. Формирование русской классической музыкальной
школы. Развитие музыкальных жанров. Музыкальный театр. Вершина
оперной классики – М. Глинка, А. Даргомыжский. Концертная и музыкально-театральная
жизнь России.
Темы и образы русского музыкального искусства 60–70-х гг. Композиторы
«Могучей кучки». Петербургская и московская композиторские школы.
Создание российских консерваторий. Новые эстетические тенденции в
русском музыкальном искусстве 80–90 гг. Новое композиторское поколение:
А. Глазунов, С. Танеев. Пути развития русской оперы. Творчество М.
Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Вклад П. Чайковского в
развитие мирового музыкального искусства.
Тема 9. Основные тенденции развития европейского и российского
музыкального искусства на рубеже XIX-XX вв.
Новые эстетико-стилевые направления в европейской музыке.
Импрессионизм во французском музыкальном искусстве. Творчество
К. Дебюсси и М. Равеля. Австро-немецкое музыкальное искусство на пути
от народного романса к экспрессионизму. Симфоническое творчество
Г. Малера. Музыкальный театр Р. Штрауса.
Отображение идеологических противоречий в русском музыкальном
искусстве на рубеже веков. А. Скрябин – мыслитель, философ, музыкант.
Черты музыкального урбанизма в творчестве И. Стравинского и С. Прокофьева.
Обновление музыкального языка в русской музыке начала XX в.
(эмансипация, диссонанс, политональность, усложнение ритмики, усиление
роли полифонии). Открытие русской музыки Европой. Парижские сезоны
С. Дягилева.
Тема 10. Основные стили и направления европейской музыки XX в.
Особенности становления музыкальной культуры века: выход за пределы
европейской культуры, влияние и развитие внеевропейских куль- тур,
афроамериканских, восточных культур; разработка древних слоев фолькло8
Стр.8