2016.04.001
1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2016 – 4
Издается с 1973 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2016
Стр.1
2
2016.04.001
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
Е.Г. Гребенщикова – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, Т.В. Виноградова
– канд. психол. наук, С.М. Пястолов – д-р эконом.
наук, А.И. Ракитов – д-р филос. наук, А.И. Селиванов – д-р
филос. наук, В.С. Стёпин – академик РАН, Б.Г. Юдин –
член-корреспондент РАН
С 69
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная
и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ /
РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию
и технологиям. – М., 2016. – № 4. – 195 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии и теории развития
науки, социальных и психологических факторов развития науки,
организационных структур науки и управления научной деятельностью,
экономики науки и подготовки научных и инженерных кадров.
ББК 72
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2016
Стр.2
2016.04.001
3
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2016.04.001. Иоаннидис Дж. Почему большинство клинических
исследований не приносит пользы .......................................... 6
2016.04.002. Прайс М. Исследование выявило виновного в мистификации
с пилтдаунским человеком – одной из самых
известных в науке ........................................................................... 10
2016.04.003. Купфершмидт К. Геном сибирской язвы раскрывает
секреты инцидента с советским биологическим оружием
.................................................................................................. 13
2016.04.005. Столярова О.Е. История и философия науки versus
STS ....................................................................................................26
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
2016.04.006. Введение в междисциплинарное исследование:
Теория и практика ........................................................................... 29
2016.04.007. Гонсалес К., Мейер И. Интеграционные тенденции
в исследовании принятия решений ....................................... 31
2016.04.008. Найкер Н., Эликс Б. Об анализе когнитивной
работы и его способности поддерживать построение систем
адаптации ......................................................................................... 34
2016.04.009. Соображения когнитивной инженерии по разработке
системы информационной коррекции: Против технологических
суррогатов / Смит Ф., Джонсон Д., Пручницки Ш.,
Шиммель Дж., Спенсер Э., Янг С. ................................................ 39
2016.04.004. Кёларц Й., Белт Х., ван ден. Сделай-это-сам-био –
экономические, гносеологические и этические последствия
и амбивалентность .......................................................................... 16
Стр.3
4
2016.04.001
2016.04.010. Чувствительность барорефлекса как маркер
стресса / Андерсон А., Керен Н., Лилья Э., Годби К., Гилберт
С., Франке У. .......................................................................... 42
2016.04.011. Макнис М. Человеческий фактор как когнитивный
феномен: Распределение познания в реальной человеческой
деятельности .................................................................................... 48
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2016.04.012. Кэйл-Лоставэли Э. Две социологии науки в
поисках истины: Бурдье против Латура ...................................... 52
2016.04.014. Хаканста К., Жакоб М. Второй тип производства
знаний и коллизия качества и полезности: Случай политикорелевантной
исследовательской области в Швеции .................. 64
2016.04.013. Деррик Г.Е., Сэмюэль Г.Н. Шкала оценок: Изучение
решений об общественном вкладе в группах экспертов .... 59
2016.04.015. Фохлер М. Вне и между академией и бизнесом:
Как австрийские исследователи, занимающиеся биотехнологиями,
описывают высокотехнологичные стартапы в качестве
пространств для производства знаний .................................... 70
2016.04.016. Лейт П., Хавард М., Огиер Э. Успех и эволюция
пограничной организации ............................................................. 76
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2016.04.017. Яник Л.Л., Попова С.М. О некоторых практических
вопросах управления процессами корректировки приоритетных
направлений развития науки, техники и технологий
в Российской Федерации ........................................................ 83
2016.04.019. Мост через беспокойные воды – открытие путей
для интеграции общественных и гуманитарных наук в
ядерных исследованиях / Туркани К., Шрёдер Дж., Мескенс Г.,
Перко Т., Россиньол Н., Карле Б., Хардеман Ф. ........................... 98
2016.04.018. Глобальный индекс инноваций 2015: Эффективная
инновационная политика для целей развития ...................... 88
2016.04.020. Кленк Н., Миган К. Изменение климата и трансдисциплинарная
наука: Императив интеграции ....................... 103
Стр.4
2016.04.001
5
ЭКОНОМИКА НАУКИ
2016.04.021. Брайкович Л. Академический маржинализм на
Западных Балканах: Случай Хорватии ......................................110
2016.04.023. Омер Аттали М., Йемини М. Установленный консенсус:
Заинтересованные лица определяют предпринимательство
в образовании ................................................................130
2016.04.022. Йоханниссон Б. Ограничения и перспективы предпринимательского
образования в академическом контексте ..121
2016.04.024. Ким К., Вайкофф Т. Что в вашем списке?: Обзор
баз данных для ведения бизнеса, принадлежащих ведущим
академическим институтам и финансируемых ими .................138
НАУКОМЕТРИЯ И БИБЛИОМЕТРИЯ
2016.04.025. Вальтмен Л. Обзор литературы по теме «Индикаторы
цитирования» .......................................................................143
2016.04.026. Недич О., Деканьски А. Приоритетные критерии
при рецензировании научных статей .........................................167
2016.04.027. Ронда-Пупо Г.А., Геррас-Мартин Л.А. Сеть сотрудничества
по созданию и распрoстранению знаний в
области менеджмента: Ранжирование ведущих институтов ...172
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2016.04.028. Хейнеман С.П., Ли Б. Международные организации
и будущее программ помощи в образовании ....................178
2016.04.029. Инаморато До Сантос А., Пуни И., Муньос Дж.К.
Возможности и вызовы для развития MOOCs и открытого
образования в Европе ...................................................................181
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА .................................188
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 1–4) ..........................................190
2016.04.030. Кузумано М.А. Высокая цена «бесплатного»
онлайн-образования: Обследование и предложения ................184
Стр.5