. Персонализированная геномная медицина и риторика расширения возможностей . <...> Субполитика посредничества в американских и английских сообщениях о новостях науки . <...> «Bildung» в немецких гуманитарных науках: Дискурсивная трансформация концепта . <...> Поль (Павел) Бэран (1926–2011) – изобретатель Интернета, который объединил человечество . <...> Эволюция исследований научной политики и инноваций . <...> Как правительства пытаются ликвидировать разрыв в финансировании университетских спин-офф: Подтверждение концепций, предварительное и начальное финансирование. <...> Финансирование на ранней стадии создания компании и роль внешних предпринимателей в коммерциализации знаний, создаваемых университетами . <...> Использование и развитие индикаторов для оценки коммерциализации уни 2013.01.001 5 верситетских исследований в национальной программе поддержки . <...> Академический капитализм и его влияние на американскую профессуру . <...> Академическое предпринимательство и обмен научными ресурсами: Обмен научными материалами в биологических науках и материаловедении в японских университетах . <...> – Mode of access: http://bioethics.gov/cms/sites/default/ files/PrivacyProgress508.pdf Ключевые слова: секвенирование генома; геномные данные; защита частной жизни; общественное благо. <...> Менее чем за десятилетний период секвенирование полного генома прошло путь от «одного из наиболее смелых ожиданий до легкодоступного метода», позволяющего определять полную последовательность ДНК индивида, т.е. его уникальной генетической карты. <...> Это важное научное достижение порождает множество проблем: происходит накопление огромных объемов данных, касающихся генома, и возникают сложные вопросы о том, как в контексте разнообразных клинических, исследовательских и социальных обстоятельств защитить частную жизнь тех, чьи геномы секвенированы. <...> Секвенирование полного генома раскрывает генетическую карту индивида, давая информацию о каждом гене в ядре его клетки. <...> А поскольку данные, получаемые при секвенировании <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_8_Науковедение._Реферативный_журнал_№1_2013.pdf
1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2013 – 1
Издается с 1973 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2013
Стр.1
2
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
А.М. Кулькин – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, Т.В. Виноградова
– канд. психол. наук, С.М. Пястолов – д-р эконом.
наук, А.И. Ракитов – д-р филос. наук, А.И. Селиванов – д-р
филос. наук, В.С. Стёпин – академик РАН, Б.Г. Юдин –
член-корреспондент РАН
Социальные и гуманитарные науки. ОтечественС
69
ная и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ /
РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию
и технологиям. – М., 2013. – № 1. – 184 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии научных знаний
как основы инновационного развития, социальных и психологических
факторов развития науки, организации научной деятельности и
управления наукой, подготовки научных и инженерных кадров.
ББК 72
2013.01.001
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2013
Стр.2
2013.01.001
СОДЕРЖАНИЕ
3
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2013.01.001. Частная жизнь и прогресс в секвенировании
полного генома ..................................................................................6
2013.01.002. Дженгст Э.Т., Флэт М.А., Сэттерстен Р.А. (мл.).
Персонализированная геномная медицина и риторика расширения
возможностей ..................................................................10
2013.01.003. Лайонс Б. Солидарность, дети и исследования .........15
2013.01.004. Уильямс Г. Дети как средство и цель в крупномасштабных
медицинских исследованиях ....................................19
2013.01.005. Дженсен Э. Субполитика посредничества в американских
и английских сообщениях о новостях науки ................24
2013.01.006. Суятха В. Инновации
внутри
и между
традициями: Дилемма традиционной медицины в современной
Индии ........................................................................................28
2013.01.007. Хоуд Д. Научный метод и защита здоровья людей
Европейским агентством пищевой безопасности .......................34
2013.01.008. Найдыш В.М. Наука древнейших цивилизаций:
Философский анализ ......................................................................38
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2013.01.009. Щербина В.В. Существует ли сегодня наука
социология? .....................................................................................43
2013.01.010. Зборовский Г.Е. Социологическое знание и образование:
Проблемы взаимосвязи ...................................................49
2013.01.011. Хаманн Ю. «Bildung» в немецких гуманитарных
науках: Дискурсивная трансформация концепта ........................52
Стр.3
4
2013.01.001
2013.01.012. Лихенфелд С.О. Скептическое отношение общества
к психологии: Почему многие люди считают изучение
человеческого поведения ненаучным? ........................................ 60
2013.01.013. Кравчик М. Мария Склодовская-Кюри и значимость
ее открытий для медицины ................................................ 67
2013.01.014. Тарговский А. Поль (Павел) Бэран (1926–2011) –
изобретатель Интернета, который объединил человечество .... 73
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2013.01.015. Мартин Б.Р. Эволюция исследований научной политики
и инноваций ....................................................................... 80
2013.01.016. Влияние политических институтов на инновационную
деятельность / Броберг Дж.К., Маккельви А.,
Шорт Дж.К., Кетчен Д.Дж. (мл.), Ван У.П. ................................. 88
2013.01.017. Корпоративная социальная ответственность и национальный
институциональный контекст: Случай Южной
Кореи / Ким Ч.Х., Амаеши К., Харрис С., Сю Ч.-Дж.
............... 96
2013.01.018. Вонг Ч.Ю., Го К.Л. Устойчивость функционального
развития науки и технологий: Патенты и публикации
зарождающихся экономик ........................................................... 102
2013.01.019. Ховав А., д’Арси Дж. Сдерживание в кросскультурных
сравнениях: Исследование нарушений правил
использования информационных систем в США и Южной
Корее. .............................................................................................. 108
ЭКОНОМИКА НАУКИ
2013.01.020. Расмуссен Э., Сёрхейм Р. Как правительства пытаются
ликвидировать разрыв в финансировании университетских
спин-офф: Подтверждение концепций, предварительное
и начальное финансирование................................................ 115
2013.01.021. Политис Д., Габриельссон Й., Швейкина О. Финансирование
на ранней стадии создания компании и роль
внешних предпринимателей в коммерциализации знаний,
создаваемых университетами ...................................................... 120
2013.01.022. Гулбрандсен М., Расмуссен Э. Использование и
развитие индикаторов для оценки коммерциализации уни
Стр.4
2013.01.001
5
верситетских исследований в национальной программе
поддержки ......................................................................................125
2013.01.023. Сондерс М. Политическая экономия финансирования
университетов: Положение в Великобритании. .................131
2013.01.024. Пак Т. Академический капитализм и его влияние
на американскую профессуру .....................................................134
2013.01.025. Нараян А.К. Роль правительства и системы отчетности
в развитии коммерциализации академических исследований:
Новозеландский опыт ..................................................138
2013.01.026. Шибаяма С., Уолш Дж., Бабак Ю. Академическое
предпринимательство и обмен научными ресурсами: Обмен
научными материалами в биологических науках и материаловедении
в японских университетах ........................................143
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2013.01.027. Шейбал Д. Поиск новой парадигмы высшего образования
...........................................................................................149
2013.01.028. Аткинсон Р.Д. Почему стратегия современной
образовательной реформы не будет работать ...........................155
2013.01.029. Вест М. Глобальные уроки для повышения уровня
высшего образования в США ......................................................161
2013.01.030. Кивик С. Роль научного исследователя: Повышение
ожиданий и усовершенствование возможностей ..............167
2013.01.031. Деннисон Дж.М. Рабочая нагрузка профессорскопреподавательского
состава: Аналитический подход ..............174
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА .................................179
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ .........................................................180
Стр.5