Владимир Григорьевич Чертков
Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение
(Серия "Жизнь и учение мудрецов")
Date: 18 сентября 2002
Изд: Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий,М., "Республика", 1995
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение
Книжка первая
I. К другу, вернувшемуся к развратной жизни
Ты говоришь, что ты перестал стараться о своем улучшении, что ты зажил опять по-прежнему и
не видишь, чтобы тебе стало хуже от этого? Неправда, тебе стало гораздо хуже, и ты потерял очень
много. Прежде желания твои были чистые, понятия честные и поступки добрые. Ты читал мудрые книги
и радовался на таких людей, как Сократ и Диоген. Теперь же ты радуешься на своих приятелей, которые
сводят тебя с распутными женщинами; ты читаешь развратные книжки, и разговоры и дела твои
постыдны. Ты потерял самое главное: ты перестал любить добро и правду. Неужели ты думаешь, что
потери бывают только вещественные? Нет, есть потери худшие -- потери духовные. Теряются и чистые
помыслы, и хорошие желания, и доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно.
Ты не видишь этого теперь, потому что ты заблудился; но было время, когда ты боялся одного только -как
бы не перестать правильно мыслить, говорить и поступать. Ты сам себя обокрал.
Опомнись, несчастный друг мой, и спаси себя от самого себя. Ведь ты помог бы мне, если бы со
мной случилось какое-нибудь несчастие? Почему же ты не поможешь самому себе? Ведь для этого тебе
не нужно никого ни вязать, ни бить, ни убивать, -- тебе надо только одуматься, поговорить с самим
собою. Себя ты будешь слушать охотнее, чем других; прислушайся же к голосу своей совести и своего
разума. Разбери хорошенько самого себя: всмотрись в свою жизнь и без всякой потачки смело осуди в
ней то, что кажется скверным. Не говори, что в тебе сил нет, не поступай, как малодушные пловцы,
которые не борются против течения реки и дозволяют унести себя в море. Помни, что управлять
рассудком очень легко: стоит только пожелать жить лучше -- и рассудок исправится. Если же ты будешь
продолжать жить так, как теперь зажил, то вовсе потеряешь рассудок и станешь хуже животного.
Какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? -- спрашиваешь ты. Да разве не большая
выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства,
почитание своей души вместо презрения ее!
Опомнись же и спаси свою душу!
II. Обращение к малодушному другу
Напрасно, друг мой, ты падаешь духом и сомневаешься в Боге.
Когда мы видим какое-нибудь творение людское, то мы понимаем, что работу эту делал человек.
Точно так же и весь мир, очевидно, имеет своего Создателя. Начало всех начал, причину всех причин.
Отца мира вещественного и духовного мы называем Богом.
Человек, который понимает то, что делается вокруг него в Божьем мире, если только он способен
к благодарности, будет постоянно благодарить Бога за все благодеяния видимого мира, которыми люди
окружены. Только неразумный человек не понимает блага всего того, что находится вокруг него, и не
благодарит Бога, столь благо и премудро устроившего мир.
И в самом деле, куда мы ни посмотрим, все, что видим вокруг себя и в нас самих, все заставляет
нас преклониться пред всемогущим Богом. Как премудро, например, устроено человеческое тело
мужчины и женщины, от взаимного влечения которых происходит потомство! Воистину никогда не
Стр.1