Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение

0   0
Первый авторЧертков Владимир Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц28
ID3692
Кому рекомендованоФилософия
Чертков, В.Г. Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение : Очерк / В.Г. Чертков .— : [Б.и.], 1904 .— 28 с. — Философия .— URL: https://rucont.ru/efd/3692 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Григорьевич Чертков Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение (Серия "Жизнь и учение мудрецов") Date: 18 сентября 2002 Изд: Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, М., "Республика", 1995 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение Книжка первая <...> I. К другу, вернувшемуся к развратной жизни Ты говоришь, что ты перестал стараться о своем улучшении, что ты зажил опять по-прежнему и не видишь, чтобы тебе стало хуже от этого? <...> Ты читал мудрые книги и радовался на таких людей, как Сократ и Диоген. <...> Теперь же ты радуешься на своих приятелей, которые сводят тебя с распутными женщинами; ты читаешь развратные книжки, и разговоры и дела твои постыдны. <...> Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? <...> Ведь ты помог бы мне, если бы со мной случилось какое-нибудь несчастие? <...> Разбери хорошенько самого себя: всмотрись в свою жизнь и без всякой потачки смело осуди в ней то, что кажется скверным. <...> Да разве не большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо презрения ее! <...> Когда мы видим какое-нибудь творение людское, то мы понимаем, что работу эту делал человек. <...> Только неразумный человек не понимает блага всего того, что находится вокруг него, и не благодарит Бога, столь благо и премудро устроившего мир. <...> Воистину никогда не перестанешь удивляться на устройство жизни всех тварей -- и людей, и животных, и растений. <...> Человек, как и животные, должен заботиться и о нуждах своего тела, но главнее всего он должен делать и все то, что назначено одному только человеку и что отличает его от животного. <...> И потому человеку постыдно довольствоваться одною своею животною жизнью и забывать о человеческой разумной и духовной жизни. <...> Оказывается, что я получил самые лучшие духовные способности: разумение, мужество, смирение <...>
Римский_мудрец_Эпиктет,_его_жизнь_и_учение.pdf
Владимир Григорьевич Чертков Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение (Серия "Жизнь и учение мудрецов") Date: 18 сентября 2002 Изд: Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий,М., "Республика", 1995 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение Книжка первая I. К другу, вернувшемуся к развратной жизни Ты говоришь, что ты перестал стараться о своем улучшении, что ты зажил опять по-прежнему и не видишь, чтобы тебе стало хуже от этого? Неправда, тебе стало гораздо хуже, и ты потерял очень много. Прежде желания твои были чистые, понятия честные и поступки добрые. Ты читал мудрые книги и радовался на таких людей, как Сократ и Диоген. Теперь же ты радуешься на своих приятелей, которые сводят тебя с распутными женщинами; ты читаешь развратные книжки, и разговоры и дела твои постыдны. Ты потерял самое главное: ты перестал любить добро и правду. Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? Нет, есть потери худшие -- потери духовные. Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания, и доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно. Ты не видишь этого теперь, потому что ты заблудился; но было время, когда ты боялся одного только -как бы не перестать правильно мыслить, говорить и поступать. Ты сам себя обокрал. Опомнись, несчастный друг мой, и спаси себя от самого себя. Ведь ты помог бы мне, если бы со мной случилось какое-нибудь несчастие? Почему же ты не поможешь самому себе? Ведь для этого тебе не нужно никого ни вязать, ни бить, ни убивать, -- тебе надо только одуматься, поговорить с самим собою. Себя ты будешь слушать охотнее, чем других; прислушайся же к голосу своей совести и своего разума. Разбери хорошенько самого себя: всмотрись в свою жизнь и без всякой потачки смело осуди в ней то, что кажется скверным. Не говори, что в тебе сил нет, не поступай, как малодушные пловцы, которые не борются против течения реки и дозволяют унести себя в море. Помни, что управлять рассудком очень легко: стоит только пожелать жить лучше -- и рассудок исправится. Если же ты будешь продолжать жить так, как теперь зажил, то вовсе потеряешь рассудок и станешь хуже животного. Какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? -- спрашиваешь ты. Да разве не большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо презрения ее! Опомнись же и спаси свою душу! II. Обращение к малодушному другу Напрасно, друг мой, ты падаешь духом и сомневаешься в Боге. Когда мы видим какое-нибудь творение людское, то мы понимаем, что работу эту делал человек. Точно так же и весь мир, очевидно, имеет своего Создателя. Начало всех начал, причину всех причин. Отца мира вещественного и духовного мы называем Богом. Человек, который понимает то, что делается вокруг него в Божьем мире, если только он способен к благодарности, будет постоянно благодарить Бога за все благодеяния видимого мира, которыми люди окружены. Только неразумный человек не понимает блага всего того, что находится вокруг него, и не благодарит Бога, столь благо и премудро устроившего мир. И в самом деле, куда мы ни посмотрим, все, что видим вокруг себя и в нас самих, все заставляет нас преклониться пред всемогущим Богом. Как премудро, например, устроено человеческое тело мужчины и женщины, от взаимного влечения которых происходит потомство! Воистину никогда не
Стр.1