Мерзликина Н.И., кандидат педагогических наук, доцент Новикова Э.Б., кандидат педагогических наук, доцент Шленская Н.М., кандидат химических наук, доцент (Московский государственный университет технологий и управления им. <...> К.Г. Разумовского) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА В современном мире человек буквально погружен в мир информации, которую он может воспринимать через различного рода тексты. <...> В процессе обучения он может передаваться как от учителя к ученику, так и от ученика к учителю и другим учащимся. <...> Текст является носителем информации, носителем сообщения, которое направлено потенциальному читателю или слушателю. <...> Следует отметить, что текст является функциональной единицей, в нем представлена информация об объектах окружающей действительности. <...> Другими словами, мы приходим к фундаментальному принципу межчеловеческого общения – к принципу его внутреннего диалогизма. <...> Но в отличие от непосредственного реального диалога между людьми, вступающими в живой контакт при обсуждении некоторого вопроса, это опосредованное общение обладает своими существенными особенностями, за которыми несложно увидеть диалогичность построения текста. <...> Характеристика и оценка любого текста производится с учетом тех людей, на которых направлено его содержание. <...> Так, автор художественного текста всегда ориентируется на своего потенциального читателя, автор учебного текста – на обучающегося. <...> Поэтому способы организации текста определяются как бы с точки зрения другого человека, который будет данный текст воспринимать. <...> Исходный принцип, определяющий внутреннюю активность личности в процессе восприятия учебного текста, можно было бы сформулировать так: структура изложения содержания, заключенного в тексте, должна соответствовать психологической структуре познавательной деятельности человека; восприятие текста должно строиться как процесс решения определенной познавательной <...>