Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

О причинах падения Рима

0   0
Первый авторЧернышевский Николай Гаврилович
Издательство[Б.и.]
Страниц15
ID3689
Аннотация(Подражание Монтескье)
Кому рекомендованоПублицистика
Чернышевский, Н.Г. О причинах падения Рима : Статья / Н.Г. Чернышевский .— : [Б.и.], 1861 .— 15 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/3689 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Чернышевский О причинах падения Рима (Подражание Монтескье)1 <...> Но главные недостатки взгляда Гизо вовсе не особенные его недостатки: повсюду, как у него, вы прочтете, что древний мир был неспособен к дальнейшему прогрессу, потому его разрушение было спасительно для человечества, и умер он от внутренних смертельных болезней; что варвары внесли с собою новые, высшие элементы, бывшие необходимыми для блага человечества; что папская власть, возникшая на основании варварства, была в свое время спасительна; что монашеские ордена были в свое время полезнейшими деятелями цивилизации, которая только и сохранилась благодаря монастырям; что феодализм, имея такие-то и такие-то недостатки, не должен, однако же, быть порицаем безусловно; что вообще и средние века не так дурны, как утверждал Вольтер, с энциклопедистами, и т. д. и т. д. <...> Если мысли эти верны, Гизо столько же следует хвалить за них, сколько за то, что он верит в обращение земли около солнца,-- это просто господствующее мнение; если же эти мысли ошибочны, опять в упрек ему ставить их нельзя. <...> Самому Гизо принадлежит только мастерское изложение господствующего взгляда, а иногда -- очень дельные исследования в его подтверждение. <...> За то и за другое нельзя не похвалить его; но ведь не писать же статью о мастерском изложении, и нельзя же наполнять журнала разбором специальных изысканий о каких-нибудь частных вопросах средневековой истории. <...> Но в господствующем направлении исторических понятий есть много оттенков; в предпочтении того или другого оттенка уже выказывается личность писателя, уже состоит личное его достоинство или недостаток. <...> Факт, с которого начинается история нового мира,-- занятие провинций Римской империи варварами. <...> Видите ли, римский мир уже совершенно истощил все свое содержание, ничего нового и лучшего не мог развить из себя,-- по обыкновенному выражению, умирал. <...> Если бы толковали только о древней Римской империи, то мало было бы нам огорчения <...>
О_причинах_падения_Рима.pdf
H. Чернышевский О причинах падения Рима (Подражание Монтескье)1 H. Чернышевский. Письма без адреса М., "Советская Россия", 1986 Составители член корреспондент АН СССР В. Р.Щербина и кандидат филологических наук И. В Кондаков. Автор примечаний И. В. Кондаков. OCR Бычков М. Н. Разбирать знаменитую книгу Гизо, издание которой в русском переводе -- дело очень похвальное и полезное, мы не будем. Она слишком известна, стало быть, выставлять ее достоинства бесполезно. Разбирать недостатки? Но главные недостатки взгляда Гизо вовсе не особенные его недостатки: повсюду, как у него, вы прочтете, что древний мир был неспособен к дальнейшему прогрессу, потому его разрушение было спасительно для человечества, и умер он от внутренних смертельных болезней; что варвары внесли с собою новые, высшие элементы, бывшие необходимыми для блага человечества; что папская власть, возникшая на основании варварства, была в свое время спасительна; что монашеские ордена были в свое время полезнейшими деятелями цивилизации, которая только и сохранилась благодаря монастырям; что феодализм, имея такие-то и такие-то недостатки, не должен, однако же, быть порицаем безусловно; что вообще и средние века не так дурны, как утверждал Вольтер, с энциклопедистами, и т. д. и т. д. Если мысли эти верны, Гизо столько же следует хвалить за них, сколько за то, что он верит в обращение земли около солнца,-- это просто господствующее мнение; если же эти мысли ошибочны, опять в упрек ему ставить их нельзя. Лично человек не подлежит никакому упреку, если все так думают или делают, как он. Самому Гизо принадлежит только мастерское изложение господствующего взгляда, а иногда -- очень дельные исследования в его подтверждение. За то и за другое нельзя не похвалить его; но ведь не писать же статью о мастерском изложении, и нельзя же наполнять журнала разбором специальных изысканий о каких-нибудь частных вопросах средневековой истории. Следовательно, о главном направлении Гизо нет надобности много говорить. Но в господствующем направлении исторических понятий есть много оттенков; в предпочтении того или другого оттенка уже выказывается личность писателя, уже состоит личное его достоинство или недостаток. Эту сторону дела мы рассматривали в рецензии русского перевода "Истории цивилизации в Европе" -- книги, служащей предисловием к "Истории цивилизации во Франции". Стало быть, распространяться об этом теперь нет нужды. Но если мы ничего не хотим говорить здесь о сочинении Гизо, то думаем коснуться самого предмета, о котором трактует книга. "Современник" порицают за недостаток серьезности, учености,-- а вот покажем же, что можем быть солидными, то есть донельзя сухими и скучными (в этом смысле понимается солидность нашими порицателями), напишем статью о предмете, перед которым Суэцкий канал и зундская пошлина -- сюжеты занимательные. Не угодно ли вам порассудить с нами, например, о великом переселении народов, о герулах и франках еалийских, о визиготах и алеманнах, о Гензерихе и Сигеберте2. Угодно ли, не угодно ли вам, а извольте слушать следующую диссертацию об отношении этих занимательных племен и лиц к не менее занимательным Максиминам, Максимианам и Максенциям. Факт, с которого начинается история нового мира,-- занятие провинций Римской империи варварами. По обыкновенному понятию толкуют о каком-то очень курьезном содействии этого факта историческому прогрессу, даже утверждают, что без него все пропало бы: только он и спас погибавший мир. Видите ли, римский мир уже совершенно истощил все свое содержание, ничего нового и лучшего не мог развить из себя,-- по обыкновенному выражению, умирал. На этом способе рассуждения опираются разные вздорные мечтания и об нынешних делах. Если бы толковали только о древней Римской империи, то мало было бы нам огорчения и вреда. Но беда в том, что точно так же трактуют о вопросах, важных для нынешней практической жизни народов, в особенности народов полуварварских. "Западная Европа отжила свой век, истощила свои жизненные элементы; западные народы не способны продолжать дело прогресса; мир должен возобновиться падением этих народов и заменою их новыми, свежими племенами". Вы спрашиваете доказательств,-- доказательство одно: так было полторы тысячи лет тому назад с римским миром; для продолжения прогресса необходимо было смениться прежним народам новыми, свежими племенами. После такого аргумента начинаются ликование и хвастовство: "А
Стр.1