Испытания Результаты определения остаточных технологических напряжений в дисковой части цельнокатаных колес грузовых и пассажирских вагонов методом тензометрии А. В. Якушев, канд. техн. наук, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) Д. П. Кононов, канд. техн. наук, доцент кафедры «Технология металлов» ПГУПС С. О. <...> Комиченко, инженер АО «Научно-внедренческий центр «Вагоны» Колесо − важная несущая деталь ходовой части единицы железнодорожного подвижного состава, от которой зависит безопасность движения поездов. <...> По статистике, ОАО «РЖД» в сети ежегодно выявляется от трех до пяти изломов колес по месту перехода дисковой части в обод. <...> Иногда изломы колес приводят к сходу вагонов с рельсов и к повреждению инфраструктуры. <...> Приведены результаты экспериментального определения уровня остаточных технологических напряжений в зоне перехода дисковой части в обод цельнокатаных колес грузовых и пассажирских вагонов методом тензометрии. неравномерный прокат или ползун на поверхности катания, создающие повышенные динамические нагрузки на дисковую часть колеса, усталость металла и внутренние остаточные напряжения, образовавшиеся в результате изготовления П Отметим, что в нормативах [1, 2] расчет прочности колес грузовых и пассажирских вагонов выполняется с учетом различных значений толщины ободьев (в результате обточек после определенного пробега), а также вероятного появления ползунов на поверхности катания или неравномерного проката После расчетов по [1, 2] обнаружены напряжения Мизеса до 120 МПа в зоне перехода дисковой части в обод колеса с неравномерным прокатом после финальной обточки [3] В то же время уровень остаточных радиальных технологических напряжений растяжения в зоне перехода дисковой части в обод может достигать 70 МПа [4] в зависимости от способа изготовления, или около 60 % от расчетных <...>