Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 538644)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История, логика и методология науки (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПлатонова С. И.
ИздательствоФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Страниц169
ID368106
АннотацияРассматриваются вопросы истории развития науки, а также логики и методологии научного познания. Особое внимание отводится рассмотрению научных методов, характеристике основных этапов развития науки, идеалам и нормам научного познания.
Кому рекомендованоРекомендуется студентам, обучающимся по магистерским программам, аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами истории и методологии науки.
УДК101.1(075.8)
ББК87.251я73
Платонова, С.И. История, логика и методология науки [Электронный ресурс] : курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по всем направлениям магистратуры / С.И. Платонова .— Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015 .— 169 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/368106

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор П.Б. Акмаров _________________________ «____»_______________2015 г. С.И. ПЛАТОНОВА ИСТОРИЯ, ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Курс лекций Учебное пособие для студентов, обучающихся по всем направлениям магистратуры Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА 2015 1 УДК 101.1(075.8) ББК 87.251Я73 П 37 Учебное пособие разработано на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. <...> Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____»________________2015 г. Рецензенты: Е.В. Корепанова – доктор сельскохозяйственных наук, профессор ФГБОУ ВПО ИжГСХА; П.Л. Лекомцев – доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО ИжГСХА Платонова, С. <...> Парадигма и научные революции в концепции развития науки Т. <...> Роль науки Возрождения в становлении науки Нового времени………………………. <...> Основные научные достижения и персоналии науки Нового времени…………………. <...> Неклассический идеал научности и его основные характеристики…………. <...> Философия науки – это комплексное, междисциплинарное направление, включающее такие разделы, как история науки, социология науки, этика науки, методология научного познания. <...> Чем научное знание отличается от мифа или религиозной веры? <...> Предмет философии науки Философия науки – это междисциплинарная область философского знания. <...> Прежде чем отвечать на вопросы, связанные со спецификой научного познания, философ должен иметь представление о том, как осуществляется познание вообще, какие существуют формы, уровни, этапы познания. <...> Поэтому каждый философ и методолог науки явно или неявно исходит из того или иного философского направления. <...> Первая целостная концепция науки была <...>
История,_логика_и_методология_науки.pdf
УДК 101.1(075.8) ББК 87.251Я73 П 37 Учебное пособие разработано на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____»________________2015 г. Рецензенты: Е.В. Корепанова – доктор сельскохозяйственных наук, профессор ФГБОУ ВПО ИжГСХА; П.Л. Лекомцев – доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО ИжГСХА Платонова, С.И. П 37 История, логика и методология науки. Курс лекций: учебное пособие / С.И. Платонова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 169 с. В учебном пособии рассматриваются вопросы истории развития науки, а также логики и методологии научного познания. Особое внимание отводится рассмотрению научных методов, характеристике основных этапов развития науки, идеалам и нормам научного познания. Издание рекомендуется студентам, обучающимся по магистерским программам, аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами истории и методологии науки. УДК 101.1(075.8) ББК 87.251Я73 ©ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015 © Платонова С.И., 2015 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .........................................................................................................................5 Лекция 1. Предмет философии науки…………………………………………..........................6 1.1. Понятие науки………………………………………………………………….........................6 1.2. Предмет философии науки…………………………………………………….......................9 Лекция 2. Наука в системе мировоззренческой ориентации……………………………….15 2.1. Сциентизм и его разновидности. Социологический сциентизм…………......................15 2.2. Культурологический сциентизм……………………………………………........................18 2.3. Методологический сциентизм……………………………………………………………….21 2.4. Антисциентизм как социокультурная ориентация…………………………………………23 Лекция 3. Позитивистская философия науки……...………………………..........................24 3.1. «Первый позитивизм»………………………………………...................................................24 3.2. Махизм…………………………………………………………………………………………27 3.3. Неопозитивизм. Критерий верификации……………………………………………………29 Лекция 4. Современные концепции развития науки………………………………………..34 4.1. Концепция роста научного знания К. Поппера……………………………………………..34 4.2. Концепция «третьего мира» К. Поппера………………………………………………….....37 4.3. Парадигма и научные революции в концепции развития науки Т. Куна…………………40 4.4. Методология исследовательских программ И. Лакатоса……………………………..........46 4.5. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда……………………………………………49 Лекция 5. Возникновение науки……………………………………………………………......52 5.1. Проблема возникновения науки……………………………………………………………..52 5.2. Античная наука: классический, эллинистический, римский этапы………………………54 5.3. Средневековая наука: основные достижения и ключевые персоналии………………......60 Лекция 6. Становление науки Нового времени: от Коперника до Ньютона ……………62 6.1. Роль науки Возрождения в становлении науки Нового времени………………………...62 6.2. Основные научные достижения и персоналии науки Нового времени………………….68 Лекция 7. Развитие научного знания: от классической науки к постнеклассической науке……………………………………………………………………........................................72 7.1. Классическая наука…………………………………………………………………………...72 7.2. Неклассическая наука………………………………………………………………………...73 7.3. Постнеклассическая наука………………………………………………….........................76 Лекция 8. Идеалы и критерии научности знания……………………………………………82 3
Стр.3
8.1. Понятие идеала научности…………………………………………………………………...82 8.2. Классический идеал научности…………………………………………….........................84 8.3. Формы классического идеала научности…………….……………………………………..88 Лекция 9. Неклассический идеал научности и его основные характеристики………….95 9.1. Антифундаментализация…………………………………………………………………….95 9.2. Плюрализация…………………………………………………………………………….......98 9.3. Экстернализация…………………………………………………………….........................99 Лекция 10. Структура научного знания……………………………………………………..103 10.1. Уровни и этапы научного знания: основания для их выделения……………………….103 10.2. Структура эмпирического и теоретического уровней научного знания………………..108 10. 3. Понятие научного закона………………………………………………………………….110 10.4. Научная теория как высшая форма систематизации знания…………………………….113 Лекция 11. Метатеоретический уровень научного знания………………………………..116 11. 1. Идеалы и нормы исследования…………………………………………………………...116 11.2. Научная картина мира……………………………………………………………………...119 11.3. Философские основания…………………………………………………………………...122 Лекция 12. Метод и методология……….…………………………………………………….124 12.1. Понятие метода. Характеристики метода……………………………….........................124 12.2. Классификация методов познания……………………………………….........................125 12.3. Общелогические методы познания………………………………………………………..128 Лекция 13. Методы научного исследования………………………………..........................134 13.1. Эмпирические методы……………………………………………………………………..134 13.2. Теоретические методы……………………………………………………………………..139 13.3. Гипотеза. Гипотетико-дедуктивный метод и концепция подтверждения…………….145 13.4. «Case-study» как метод исследования…………………………………….......................148 Лекция 14. Современная наука как социальный институт. Нормы и ценности научного сообщества……………………………………………………………………………152 14.1. Наука как социальный институт…………………………………………………………152 14.2. Нормы и ценности науки………………………………………………………………….156 14.3. Социальная ответственность ученого…………………………………………………….160 Библиография…………………………………………………………………………………...164 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Данное учебное пособие является результатом многолетнего чтения лекций и проведения семинарских занятий. Автор предпринял попытку рассмотрения науки как особой сферы человеческой деятельности, включая как историю развития науки, так и общие проблемы логики и методологии науки. По мнению автора, неправомерно сводить философию науки только лишь к изучению методологии научного познания. Философия науки – это комплексное, междисциплинарное направление, включающее такие разделы, как история науки, социология науки, этика науки, методология научного познания. Без науки немыслимо современное общество. К сожалению, научнотехнический прогресс принес человечеству не только новые знания и технологии, но и злоупотребление научными достижениями и открытиями (ядерное оружие, биотехнологии и т.п.). Не случайно именно в XX веке появляются два принципиально противоположных мировоззренческих направления – сциентизм и антисциентизм, по-разному оценивающих роль науки в обществе. Современный ученый не может замыкаться только в своей узкопрофессиональной деятельности. Он должен понимать угрозы и риски науки, многомерность истины, осознавать взаимосвязь внутринаучных и внешненаучных интересов. Для современных ученых важно понимать место и роль науки в обществе, соотношение науки с другими формами человеческой деятельности, знать и принимать нормы и ценности научного сообщества, брать на себя определенную ответственность за свои научные разработки. В обсуждении некоторых разделов данного пособия автор сам принимал участие. Некоторые темы были предметом обсуждения на научных конференциях, российских философских конгрессах (Москва, Новосибирск, Нижний Новгород), поэтому некоторые положения носят субъективный характер. Вместе с тем автор старался сделать данное пособие интересным и дискуссионным. 5
Стр.5