Экономика и финансы парадигма стратегии управления воздушным транспортом ю. в. нестеров, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, вице-президент – директор Центра расписания и тарифов ЗАО «Транспортная клиринговая палата» А. б. фрайман, докт. инж. наук, лауреат премии Совета Министров СССР, президент «Global Aviation Services & Travel» Выбор стратегии развития авиационной отрасли отражается на всех ее компонентах: от сети авиалиний до финансовых результатов. <...> Анализ мировой практики управления воздушным транспортом показал преимущества и недостатки двух основных стратегий: централизованного регулирования авиаиндустрии и рыночного дерегулирования, и позволил сделать выводы о целесообразности их применения при организации авиаперевозок. спортом (ВТ). <...> Известны два типа стратегий: государственное регулирование и рыночное дерегулирование. <...> Этот критерий определяет всю философию формирования сети авиалиний и расписания движения самолетов, а также механизмы взаимодействия участников перевозочного процесса: авиакомпаний, аэропортов, агентств. <...> В результате создается совершенно иная сеть авиалиний и расписания движения самолетов (РДС). <...> Такой путь проделали в США, когда в 1938 г. перешли на государственное регулирование, а в 1978 г. – на дерегулирование. <...> В Советском Союзе до 1991 г. действовала централизованная система управления Министерства гражданской авиации (МГА), а с 1992 г. в РФ были запущены рыночные механизмы дерегулирования. <...> Исследования перевозочного процесса разных стран достаточно схожи [1–6]. <...> Причина – в одинаковости инфраструктуры (самолеты, аэропорты) и моделей поведения пассажиров, о чем свидетельствуют многочисленные исследования в СССР [1, 3, 7, 8], США [5, 9] и Европе [5, 10–12]. <...> Важнейшее место в системе перевозок занимает сеть авиалиний (network structure), которая определяет географию полетов авиакомпаний и обслуживаемые О&H рынки, а далее – маршрутизацию и тарификацию пассажиропотоков, расстановку <...>