Государство и транспорт взаимоотношения города и порта: эволюция и перспективы а. в. кириченко, докт. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С. О. Макарова а. л. кузнецов, докт. техн. наук, профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова искусственное стимулирование эволюции морских портов может привести к снижению возможностей грузопереработки и потере грузопотоков. для того чтобы сохранить градообразующую функцию морских кластеров, необходима эволюционная конверсия внутригородских портовых мощностей в портово-промышленные комплексы с экологически чистым производством и особым экономическим режимом. <...> Транспортная система морского кластера Функция градообразующего предприятия является одной из ключевыхфункций, которые выполняют современные морские порты. <...> Примечательно, что порт задает городу мультипрофильную экономику, поскольку он, по своей сути, является не монопредприятием, а морским кластером. <...> 1 видно, что только часть промышленных мощностей, обусловленных работой порта, т. е. технологическая подсистема, задействована непосредственно в исполнении транспортного процесса. <...> Обязательное наличие обеспечивающей и восстанавливающей подсистем подразумевает последовательную организацию баз снабжения флота, судоремонтных предприятий, учреждение судоходных компаний, судостроительного производства, логистических структур, инфраструктуры смежных видов транспорта, организаций морехозяйственной деятельности, формирование инфраструктуры возможного базирования Военно-морского флота. <...> Присутствие вспомогательных подсистем производственного и непроизводственного характера, связанное с появлением значительного объема трудовых ресурсов, выстраивает обслуживающую социально-культурную сеть предприятий и учреждений: медицинских, общественного <...>