H. Г. Чернышевский
Возвышенное и комическое
H. Г. Чернышевский. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
Статьи по философии и эстетике
Библиотека "Огонек"
М., "Правда", 1974
Составление и общая редакция Ю. С. Мелентьева.
OCR Бычков М. Н.
Прекрасным называется тот отдельный предмет, в котором видим мы осуществление родовой
идеи. Потому в прекрасном, как мы уже видели, две стороны или два момента: отдельный предмет,
служащий, так сказать, рамкою, в которой проявляется нам идея, и проявляющаяся посредством этого
предмета идея. Если обе эти стороны представляются нам в равновесии, так что, созерцая предмет, мы
замечаем только единство, полное соединение идеи с образом, мы видим то, что называется собственно
прекрасным. Но если этого равновесия не существует, если нам бросается в глаза не единство идеи с
образом, а только преимущественно одна идея, не удовлетворяющаяся своим выражением в отдельном
предмете, или образ, не удовлетворяющий нашему стремлению видеть в нем идею, то мы получаем
особенные видоизменения прекрасного вообще -- прекрасное возвышенное или прекрасное комическое. Я
вхожу к моему знакомцу, с которым не видался несколько лет; он женат уже, а за чайным столиком я
знакомлюсь с его молодою, хорошенькою женою; она мила, предупредительна со мною, как с давнишним
приятелем ее мужа; она мне кажется женщиной без претензий, обходится со мною просто, без жеманства
и без кокетства. Я радуюсь счастью моего приятеля и говорю ему, оставшись наедине с ним: "У тебя жена
очень милая и, можно без лести сказать, красавица". Я вижу в ней прекрасное в собственном смысле. Но
вот я встречаю свою красавицу на блестящем бале; она, бедняжка, выросла в глуши провинции, а хочет
играть из себя светскую красавицу; она ослеплена, увлечена балом, это видно по ее глазам, слышно в
каждом ее слове,-- да и как не увлечься,-- она всего еще во второй раз на таком чудном бале! А между тем
она говорит, что бал утомляет ее, что ей уже надоел "этот большой, но пустой свет",-- и я не магу не
улыбнуться над моей красавицей; ее красота почти позабыта мной, я вижу только, что она смешна со
своими претензиями: "какою милою могла бы она быть на этом бале с своею свежею радостью, и как
забавна она теперь", думается мне, и моя красавица только напоминает мне о том, чего недостает ей для
того, чтобы быть в самом деле светской дамой, которой балы не в диковинку. "Отдельный предмет
выказывает то, что идея, о которой напоминает он, мало или дурно выражается в нем" -- это называется
комическим. Но через месяц я опять являюсь к моему знакомцу вестником несчастья: его завод,
единственное состояние его, сгорел. Он поражен, он потерял голову. "Не унывай, мой друг,-- говорит моя
смешная красавица мужу,-- продадим наши вещи, продадим мое серебро и уборы: этого достанет на
расплату с долгами. Я могу ходить пешком, могу, если понадобится, сама готовить кушанье -- этому
недолго выучиться; ты молод; не теряй только энергии, все со временем поправится".-- "А ты? разве не
убьет меня мысль, что ты, не привыкшая к нужде, терпишь нужду?" -- "Мой друг, только люби меня попрежнему,
я буду счастлива по-прежнему". Нет, красавица моя не просто красавица, она женщина в
полном, благороднейшем смысле слова; и я почти забываю о красоте ее: так много, так сильно
выражается в ней идея благородной, твердой привязанности, что заставляет забывать обо всем остальном.
Это называется возвышенным.
Обыкновенные понятия о возвышенном
(Das Erhabene)
и критика их
Возвышенным называется та форма прекрасного, в которой идея кажется переходящею за пределы
отдельного предмета, в котором выражается, говорит о себе, прямо, отдельно от предмета, служащего ей
выражением. Таким образом, в возвышенном идея нам является в своей всеобщности, безграничности,
Стр.1