Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640747)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Возвышенное и комическое

0   0
Первый авторЧернышевский Николай Гаврилович
Издательство[Б.и.]
Страниц20
ID3671
Кому рекомендованоФилософия и эстетика
Чернышевский, Н.Г. Возвышенное и комическое : Статья / Н.Г. Чернышевский .— : [Б.и.], 1855 .— 20 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3671 (дата обращения: 26.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Прекрасным называется тот отдельный предмет, в котором видим мы осуществление родовой идеи. <...> Потому в прекрасном, как мы уже видели, две стороны или два момента: отдельный предмет, служащий, так сказать, рамкою, в которой проявляется нам идея, и проявляющаяся посредством этого предмета идея. <...> Если обе эти стороны представляются нам в равновесии, так что, созерцая предмет, мы замечаем только единство, полное соединение идеи с образом, мы видим то, что называется собственно прекрасным. <...> Но если этого равновесия не существует, если нам бросается в глаза не единство идеи с образом, а только преимущественно одна идея, не удовлетворяющаяся своим выражением в отдельном предмете, или образ, не удовлетворяющий нашему стремлению видеть в нем идею, то мы получаем особенные видоизменения прекрасного вообще -- прекрасное возвышенное или прекрасное комическое. <...> А между тем она говорит, что бал утомляет ее, что ей уже надоел "этот большой, но пустой свет",-- и я не магу не улыбнуться над моей красавицей; ее красота почти позабыта мной, я вижу только, что она смешна со своими претензиями: "какою милою могла бы она быть на этом бале с своею свежею радостью, и как забавна она теперь", думается мне, и моя красавица только напоминает мне о том, чего недостает ей для того, чтобы быть в самом деле светской дамой, которой балы не в диковинку. <...> Отдельный предмет выказывает то, что идея, о которой напоминает он, мало или дурно выражается в нем" -- это называется комическим. <...> Не унывай, мой друг,-- говорит моя смешная красавица мужу,-- продадим наши вещи, продадим мое серебро и уборы: этого достанет на расплату с долгами. <...> Обыкновенные понятия о возвышенном (Das Erhabene) и критика их Возвышенным называется та форма прекрасного, в которой идея кажется переходящею за пределы отдельного предмета, в котором выражается, говорит о себе, прямо, отдельно от предмета, служащего ей выражением. <...> Таким образом, в возвышенном идея нам является в своей всеобщности <...>
Возвышенное_и_комическое.pdf
H. Г. Чернышевский Возвышенное и комическое H. Г. Чернышевский. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4 Статьи по философии и эстетике Библиотека "Огонек" М., "Правда", 1974 Составление и общая редакция Ю. С. Мелентьева. OCR Бычков М. Н. Прекрасным называется тот отдельный предмет, в котором видим мы осуществление родовой идеи. Потому в прекрасном, как мы уже видели, две стороны или два момента: отдельный предмет, служащий, так сказать, рамкою, в которой проявляется нам идея, и проявляющаяся посредством этого предмета идея. Если обе эти стороны представляются нам в равновесии, так что, созерцая предмет, мы замечаем только единство, полное соединение идеи с образом, мы видим то, что называется собственно прекрасным. Но если этого равновесия не существует, если нам бросается в глаза не единство идеи с образом, а только преимущественно одна идея, не удовлетворяющаяся своим выражением в отдельном предмете, или образ, не удовлетворяющий нашему стремлению видеть в нем идею, то мы получаем особенные видоизменения прекрасного вообще -- прекрасное возвышенное или прекрасное комическое. Я вхожу к моему знакомцу, с которым не видался несколько лет; он женат уже, а за чайным столиком я знакомлюсь с его молодою, хорошенькою женою; она мила, предупредительна со мною, как с давнишним приятелем ее мужа; она мне кажется женщиной без претензий, обходится со мною просто, без жеманства и без кокетства. Я радуюсь счастью моего приятеля и говорю ему, оставшись наедине с ним: "У тебя жена очень милая и, можно без лести сказать, красавица". Я вижу в ней прекрасное в собственном смысле. Но вот я встречаю свою красавицу на блестящем бале; она, бедняжка, выросла в глуши провинции, а хочет играть из себя светскую красавицу; она ослеплена, увлечена балом, это видно по ее глазам, слышно в каждом ее слове,-- да и как не увлечься,-- она всего еще во второй раз на таком чудном бале! А между тем она говорит, что бал утомляет ее, что ей уже надоел "этот большой, но пустой свет",-- и я не магу не улыбнуться над моей красавицей; ее красота почти позабыта мной, я вижу только, что она смешна со своими претензиями: "какою милою могла бы она быть на этом бале с своею свежею радостью, и как забавна она теперь", думается мне, и моя красавица только напоминает мне о том, чего недостает ей для того, чтобы быть в самом деле светской дамой, которой балы не в диковинку. "Отдельный предмет выказывает то, что идея, о которой напоминает он, мало или дурно выражается в нем" -- это называется комическим. Но через месяц я опять являюсь к моему знакомцу вестником несчастья: его завод, единственное состояние его, сгорел. Он поражен, он потерял голову. "Не унывай, мой друг,-- говорит моя смешная красавица мужу,-- продадим наши вещи, продадим мое серебро и уборы: этого достанет на расплату с долгами. Я могу ходить пешком, могу, если понадобится, сама готовить кушанье -- этому недолго выучиться; ты молод; не теряй только энергии, все со временем поправится".-- "А ты? разве не убьет меня мысль, что ты, не привыкшая к нужде, терпишь нужду?" -- "Мой друг, только люби меня попрежнему, я буду счастлива по-прежнему". Нет, красавица моя не просто красавица, она женщина в полном, благороднейшем смысле слова; и я почти забываю о красоте ее: так много, так сильно выражается в ней идея благородной, твердой привязанности, что заставляет забывать обо всем остальном. Это называется возвышенным. Обыкновенные понятия о возвышенном (Das Erhabene) и критика их Возвышенным называется та форма прекрасного, в которой идея кажется переходящею за пределы отдельного предмета, в котором выражается, говорит о себе, прямо, отдельно от предмета, служащего ей выражением. Таким образом, в возвышенном идея нам является в своей всеобщности, безграничности,
Стр.1