Первая комедия г. Островского, "Свои люди -- сочтемся", была принята читателями с
единодушным одобрением1. <...> Через два года явилась "Бедная невеста", не
уронившая известности автора, но и не поддержавшая ее3. <...> Третья комедия его, "Не в свои сани не
садись", заставила некоторых из самых жарких почитателей первого произведения г. Островского
опасаться, что он уже не в силах создать что-нибудь достойное автора "Своих людей". <...> Но большая часть
публики не разделяла еще этих опасений; многие оставались так увлечены "Своими людьми", что все,
выходившее из-под пера их автора, считали равно замечательным. <...> Явилась "Бедность не порок", и
большинство публики убедилось в основательности опасений за талант г. Островского; и если мы
скажем, что, по нашему убеждению, г. Островский еще может иметь силы -- если только будет иметь
желание -- создать после "Бедность не порок" что-нибудь замечательное, то большинство читателей,
мнение которых имеет вес в деле искусства, едва ли не назовет нас людьми, которые все еще не хотят
отказаться от надежд и тогда, когда уже невозможно надеяться. <...> Мы не можем найти эпитета, который бы
достаточно выражал всю фальшивость и слабость новой комедии; не можем найти потому, что
воспоминание о "Своих людях" не позволяет нам прибегнуть к эпитетам, которыми характеризуются
произведения кичливой бездарности. <...> Поэтому скажем только: новая комедия г. Островского слаба до
невероятности. <...> : "Москвитянин", 1854, No 4)5
Для не читавших "Бедность не порок" прибавим, что Любим Торцов -- лицо из этой комедии. <...> Нас
нисколько не удивляет, что есть люди, не умеющие отличать посредственных или плохих пьес от
гениальных и добродушно ставящие "Бедность не порок" выше шекспировских произведений: ведь есть
же люди, думающие, что Основьяненко (или Гребенка) выше Гоголя, что "Пан Халявский" лучше
"Мертвых душ" и т. д.; но тем не менее удивительно, что подобные люди решаются печатно
высказывать, что "Бедность не порок" выше "Гамлета" и "Отелло <...>
Бедность_не_порок.pdf
Н. Г. Чернышевский
Бедность не порок
Комедия А. Островского. Москва. 1854
Н. Г. Чернышевский. Литературная критика. В двух томах. Том 1.
М., "Художественная литература", 1981
Подготовка текста и примечания Т. А. Акимовой, Г. Н. Антоновой, А. А. Демченко, А. А.Жук, В.
В. Прозорова
OCR Бычков М. Н.
Первая комедия г. Островского, "Свои люди -- сочтемся", была принята читателями с
единодушным одобрением1. Мы встречали даже таких, которые, в порыве увлечения, ставили эту
комедию выше "Недоросля" и "Горе от ума", наравне с "Ревизором"2. И такое увлечение не сердило тех,
которые не разделяли его,-- так оно было естественно. Через два года явилась "Бедная невеста", не
уронившая известности автора, но и не поддержавшая ее3. Третья комедия его, "Не в свои сани не
садись", заставила некоторых из самых жарких почитателей первого произведения г. Островского
опасаться, что он уже не в силах создать что-нибудь достойное автора "Своих людей". Но большая часть
публики не разделяла еще этих опасений; многие оставались так увлечены "Своими людьми", что все,
выходившее из-под пера их автора, считали равно замечательным. Явилась "Бедность не порок", и
большинство публики убедилось в основательности опасений за талант г. Островского; и если мы
скажем, что, по нашему убеждению, г. Островский еще может иметь силы -- если только будет иметь
желание -- создать после "Бедность не порок" что-нибудь замечательное, то большинство читателей,
мнение которых имеет вес в деле искусства, едва ли не назовет нас людьми, которые все еще не хотят
отказаться от надежд и тогда, когда уже невозможно надеяться. Мы не можем найти эпитета, который бы
достаточно выражал всю фальшивость и слабость новой комедии; не можем найти потому, что
воспоминание о "Своих людях" не позволяет нам прибегнуть к эпитетам, которыми характеризуются
произведения кичливой бездарности. Поэтому скажем только: новая комедия г. Островского слаба до
невероятности. А между тем находятся люди, которые продолжают называть ее "ценным и долговечным
вкладом в сокровищницу русской литературы"4. Этого мало; находятся люди, которые решаются
говорить так: мы видели "Гамлета", "Отелло", "Ричарда III", "Короля Лира"; эти гениальные создания
сильны тем, что в них правдиво изображается человек, и могущественно их "правда" действовала на
нашу душу, но пришло время, и мы увидали произведение еще высшего достоинства (то есть "Бедность
не порок").
И вот пришла пора другая,
Опять в театре стон стоит;
Полусмеясь, полурыдая,
На сцену вновь толпа глядит,
И с нею истина иная
Со сцены снова говорит.
Но эта правда не похожа
На правду прежнюю ничуть:
Она простее, но дороже,
Здоровей действует на грудь.
Дай ей самой здоровья, боже,
Пошли и впредь счастливый путь!
Поэт, глашатай правды новой,
Нас миром новым окружил,
И новое сказал он слово,
Хоть правде старой послужил.
Вот отчего театра зала
От верху до низу одним
Восторгом вновь затрепетала:
Любим Торцов пред ней живой
Стр.1