ФОРУМ УДК 372.3 Елена Владимировна ВашкЕВич, учитель русского языка и литературы гимназии № 5, г. новосибирск Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы В статье описаны приемы развития критического мышления через чтение и письмо, применяемые на уроках русского языка и литературы. <...> Keywords: the development of critical thinking, method, reflection, group work. по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов — осмысление — рефлексия. <...> Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста. <...> В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. <...> Рассмотрим те приемы, которые эффективно исТ 130 пользуются на уроках русского языка и литературы. <...> Свою роль на этапе изучения нового материала вижу в том, чтобы помочь ученикам в ходе поиска решения поставленных задач прийти к самостоятельному созданию опорного конспекта, алгоритма, таблицы, так как наглядные методы, на мой взгляд, повышают эффективность обучения, значительно облегчая усвоение знаний. <...> В дальнейшем опорные конспекты помогают при повторении, обобщении изученного материала, проверке знаний. <...> Активизация познавательной деехнология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. <...> Учебное занятие, проводимое ятельности при работе с учебником на уроке происходит через использование таких приемов, как структурирование материала: составить план, тезисы, выписать ключевые слова или понятия, составить кластер, схему или опорный конспект и т. д. <...> На данном этапе можно использовать прием «Фишбоун» как основу, которая будет дополняться по мере изучения материала. <...> Визуальное изображение этой стратегии похоже на рыбий скелет: в «голове» записывается проблемный вопрос <...>