ОТ ТЕОРИИ ПОНИМАНИЯ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ Е.А. <...> Он подпал под влияние неокантианцев и близких им по духу авторов – Г. Риккерта, В. <...> В конце 30-х гг., когда Арон вернулся во Францию, он издал свою первую книгу под названием «Критическая философия истории», посвященную этим немецким авторитетам. <...> Но у Дильтея понимание имело психо 108 Зарубежная философия. <...> Современный взгляд внутренний мир другого с помощью интуиции, тогда как Арон придал ему интеллектуалисткий характер: историк понимает внутренний мир участника наблюдаемого события, если он документально восстанавливает объективную ситуацию прошлого. <...> С такими рассуждениями связано убеждение в вечной незавершенности истории, оно было у Дильтея, и Арон его перенял, говоря, что «никакая история не имеет завершенного характера, потому что значение, или смысл, фиксируется только в конце эволюции. <...> Универсальная история – это биография, почти автобиография человечества: как и смысл всякого существования, смысл существования человечества может быть исчерпан только в том случае, если это приключение будет завершено»3 . <...> Таковы основные черты философии истории молодого Арона: вечная незавершенность истории, ее неисчерпаемость, диалог историка с участниками событий прошлого. <...> Целостность истории – граница исторической объективности, нет абсолютных причин и абсолютных перспектив в истории. <...> Ни естественные факторы (географическая среда, раса), ни социальные факторы (плотность народонаселения, экономика, политика) не являются абсолютными причинами исторических преобразований. <...> Главным эпизодом в нем было соперничество западных индустриальных держав и СССР, в изучении которого Арон при 110 Зарубежная философия. <...> Современный взгляд бегает к моделированию исторической действительности. <...> Теперь он видит трудность экзистенциализма в том, что если историческое понимание зависит от интерпретатора, то откуда возьмется истина истории в целом: «… если каждый <...>