а) жизнь поэта по существующим ныне печатным материалам, причем составитель отдавал предпочтение
фактам, рельефно представляющим трудолюбивую, благородную и могучую личность Пушкина; б)
представлен краткий очерк произведений Пушкина и в) помещено в "Приложении" несколько мелких
стихотворений и отрывки из поэм Пушкина, выбранных, разумеется, согласно назначению книги. <...> Таким образом составленная, книга о Пушкине, по нашему мнению, может служить полезным и
занимательным чтением русского юношества как мужеского, так и женского полов. <...> Пушкин -- великий поэт",-- говорит каждый из нас, и эти слова так важны, что надобно
постараться как можно лучше вникнуть в смысл их и объяснить себе: что такое значит "великий поэт"?
почему великие поэты пользуются общим глубоким уважением? и почему Пушкина все считают великим
поэтом? <...> Теперь будет совершенно ясно, как важна для всеобщего блага литература, если мы скажем, что из
всех средств для распространения образованности самое сильное -- литература. <...> Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык
быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как
выражаются одним словом, привык "мыслить", и, наконец, у кого понятия и чувства получили
благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и
прекрасному. <...> Но когда он выходит из школы, перестает учиться, его
образование поддерживается и совершенствуется чтением, то есть вместо прежних наставников, которых
слушал мальчик и юноша, взрослый человек имеет одну наставницу -- литературу. <...> Каждая хорошая
книга до некоторой степени исполняет все эти условия; но некоторые книги имеют главною своею целью
сообщать уму читателя различные познания,-- это книги, принадлежащие к так называемой ученой
литературе, например, сочинения по истории, по естественным наукам и пр.; другие книги пишутся с тем
намерением, чтобы действовать <...>
Александр_Сергеевич_Пушкин._Его_жизнь_и_сочинения.pdf
Н. Г. Чернышевский
Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения
Библиотека отечественной классики
Н. Г. Чернышевский. Собрание сочинений в пяти томах.
Том 3. Литературная критика
Библиотека "Огонек".
М., "Правда", 1974
OCR Бычков М.Н.
ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЯ
В настоящей книге взрослый читатель не найдет для себя ничего нового о Пушкине. Ее цель -служить
для юношества началом знакомства с великим русским поэтом. С этою целию в ней рассказана:
а) жизнь поэта по существующим ныне печатным материалам, причем составитель отдавал предпочтение
фактам, рельефно представляющим трудолюбивую, благородную и могучую личность Пушкина; б)
представлен краткий очерк произведений Пушкина и в) помещено в "Приложении" несколько мелких
стихотворений и отрывки из поэм Пушкина, выбранных, разумеется, согласно назначению книги.
Таким образом составленная, книга о Пушкине, по нашему мнению, может служить полезным и
занимательным чтением русского юношества как мужеского, так и женского полов.
Из всего вышесказанного видно, что издатель имел в виду детей. И, однако ж, книга не названа
детскою. Это сделано не без намерения. Кто потрудится перенестись мыслию к собственному детству и
отрочеству, тот, верно, вспомнит, как в то время хотелось ему казаться большим и как отталкивало его
одно название детский. Нам случалось видеть детей, особенно в поре перехода к отрочеству, которые
именно поэтому не читали хороших книг, тогда как с жадностию бросались на книги сомнительного
достоинства, лишь бы на них не стояло: для детей.
Итак, мы думаем, что родители и наставники, которые, приобретя нашу книгу, вырвут из нее этот
листок прежде, чем отдадут ее в руки своим питомцам, поступят весьма благоразумно: они придадут ей в
глазах своих питомцев двойной интерес.
К изданию нашему приложен портрет Пушкина. Это один из двух лучших портретов, оставшихся
после Пушкина: он рисован с натуры А. Брюлловым, гравирован на стали в Лондоне и первоначально был
приложен к "Ста русским литераторам".
СПБ, 1856. Июнь.
ГЛАВА I
Значение слов "великий поэт".-- Кто имеет право быть назван образованным человеком,-- Общее
значение литературы в деле образования и изящной в особенности.-- Место, занимаемое Пушкиным в
нашей изящной литературе.
"Пушкин -- великий поэт",-- говорит каждый из нас, и эти слова так важны, что надобно
постараться как можно лучше вникнуть в смысл их и объяснить себе: что такое значит "великий поэт"?
почему великие поэты пользуются общим глубоким уважением? и почему Пушкина все считают великим
поэтом?
Объяснив себе это, мы увидим, как необходимо каждому из нас ближе познакомиться с жизнью
Пушкина и его сочинениями.
Не нужно доказывать, что образование -- самое великое благо для человека. Без образования люди
и грубы, и бедны, и несчастны. Чтобы убедиться в этом, стоит только припомнить рассказы
Стр.1