КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ - ЗНАЯ ЕГО ПРИРОДУ. <...> Виктор Астафьев — писатель, привлекающий внимание всем, что бы ни написал. <...> Возможно, потому, что он еще и гражданин, что его имя стоит в первом ряду тех беспокойных людей, которые задолго до провозглашения курса на "гласность" пытались отстаивать здравый смысл вопреки сложившимся партийным догмам. <...> Поэтому неважно, называть ли "Печальный детектив" Астафьева романом или нет (по-моему, это и не роман, и не детектив, а повесть с элементами очерковой публицистики). <...> В откликах на "Печальный детектив" в СССР чаще всего приходится слышать, что Астафьев, пожалуй, впервые в советской литературе, отразил истинный размах преступности в СССР, привел много ужасающих примеров, складывающихся в довольно безысходную картину. <...> Например, главный герой повести Сошнин ".научился читать по-немецки, добрался до Ницше и еще раз убедился, что, отрицая кого-либо или что-либо, тем более крупного философа да еще превосходного поэта, надо непременно его знать н только тогда отрицать или бороться с его идеологией и учением, не вслепую бороться. <...> — Москва: "Наш современник" № 5, 1986 г. 282 Однако, несомненно, более важно то, что, затрагивая проблему преступности в СССР, Астафьев дает христианское толкование природы зла — устами того же Сошнина, милиционера, соприкоснувшегося вплотную с самыми неожиданными, рационально необъяснимыми проявлениями злой силы, существующей в мире. <...> Работа в милиции открыла ему глаза на то, что помимо "необъяснимой русской жалости", "которая веки-вечные сохраняет в живой плоти российского человека неугасимую жажду сострадания, стремления к добру, и а этой же плоти, в 'болезной' русской душе, в каком-то затемненном ее уголке, таилось легко возбудимое, слепо вспыхивающее, разно мысленное, необъяснимое зло. <...> Оно существует само по себе, наряду с добром, как противоположный ему полюс магнитного поля земной жизни. <...> Зло можно потеснить, даже победить на духовном <...>