40 ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Критические ситуации в жизни особо одаренных детей1 В.И.Панов, Т.В.Хромова Аннотация. <...> Рассмотрены критические ситуации в школьной жизни одаренных детей и психолого-педагогические методы их подготовки к распознаванию и преодолению подобных ситуаций. <...> За последние два десятилетия появилось множество публикаций, посвященных одаренности и одаренным детям. <...> В них представлены самые разные подходы к научному определению одаренности и психолого-педагогическим особенностям работы с одаренными детьми. <...> В данной статье будем опираться на определения и понятия, представленные в Рабочей концепции одаренности Минобразования РФ [1, с. <...> 5]: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»; «Одаренный ребенок − это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». <...> Выявление и отбор детей с признаками одаренности: наблюдения родителей и учителей, диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по программам повышенной трудности и большего объема в данном образовательном учреждении. <...> Следует помнить, что вне поля зрения могут оказаться дети со скрытой формой одаренности. <...> Разработка образовательных технологий и психологической поддержки для обучения и развития детей с разными видами одаренности; ориентация учебного процесса на конкретный вид одаренности и уровень развития способностей (та или иная форма как можно более ранней профилизации обучения). <...> Однако при этом возможно невольное (имплицитное) ограничение возможностей для личностного роста вследствие отождествления общего развития с развитием тех способностей, которые <...>