Чедровой "Христианские аспекты романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" ("Грани № 134, 1984) невольно привлекает внимание и необычностью поставленных проблем и некоторой категоричностью выводов. <...> Мы узнаем из статьи о том, что образ Иисуса Христа (Иешуа) не только лишен в романе всего "что указывает на его божественное происхождение", но и то, что Иешуа изображен самым обыкновенным человеком, хотя и необыкновенно одаренным. <...> При такой расстановке акцентов неудивительно то, что герои романа (романтический Мастер и его подруга) оказываются среди "прельщенных" князем тьмы и оттого не заслуживают "Света", хотя и награждены "покоем" ния. <...> В самом начале статьи делается далеко идущий вывод об "эволюции Булгакова от традиционного 186 за перенесенные страда христианского мироощущения к особому дуализму", который хотя и сохраняет прежнюю символику, но, соответственно нашему критику, явно находится в стороне от "традиций христианской литературной культуры" (А. <...> Но и оставив эти, лежащие за пределами возможностей короткой статьи проблемы, главный вывод автора о том, что Булгаков в своем произведении выступил с позиций "чистого художника", воспроизводящего мир "как отвлеченную художественную игру", как "своего рода театр" вызывает чувство глубокого неудовлетворения и несогласия. <...> Дело ведь не в том, что блистательное творение Булгакова не укладывается в довольно простенькую схему выбора между "верностью и прельщением". <...> Всей своей статьей наш критик выражает сомнение в том, что Булгаков помогает своему читателю на пути к подлинной истине, добру. <...> Ни сам Булгаков, ни созданный им Мастер не писали романа об Иисусе Христе. <...> Главный же герой создания Мастера ("романа в романе") не Иешуа, но прокуратор Иудеи 187 Понтий Пилат. <...> Значит ли это, что Иешуа Га-Ноцри лишь второстепенный персонаж? <...> Тьма" и "Свет", Добро и Зло присутствуют на каждой странице книги. <...> Но едва ли можно считать случайностью и то, что мы ни разу не встречаем <...>