ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ция совместной деятельности, определяющая меру включенности каждой из сторон в общий процесс. <...> Вместе с тем, в достижении необходимого и устойчивого уровня социально-педагогической 59 защиты детства определяющее значение имеет правовая политика государства с приоритетами демократизации, стабильности, правопорядка, упорядочения экономических, социальных и национальных отношений. <...> На основе анализа разных смыслов понятия «природа» дается представление о гносеологическом, онтологическом и трансцендентальном подходах к экологическому сознанию. <...> Излагаются психолого-педагогические аспекты развития эколо1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, (проект № 14-06-00576). гического сознания в контексте традиционного образования и образования в интересах Концепции устойчивого развития. <...> Экологическое сознание, определения, понятие «природа», подходы, гносеологический, онтологический, трансцендентальный, психолого-педагогические аспекты, экологическое образование, Концепция устойчивого развития. <...> Необходимость психологического изучения проблемы экологического сознания обусловлена не только угрозой экологического кризиса, но и явлениями культурноисторического плана — эволюцией человеческого сознания. <...> На рубеже II и III тысячелетий сознание не только отдельных выдающихся (продвинутых) индивидов, но и массовое общественное сознание начинает созревать для того, чтобы принять на себя проблему выживания и развития человечества и планеты в целом. <...> Иначе говоря, человек из субъекта индивидуального и группового (социального) развития может и должен превратиться в субъект развития глобальной экосистемы «человек—планета». <...> В противном случае негативные последствия технического прогресса приведут (а возможно, уже привели) к столь необратимому нарушению экологического равновесия на планете, что оно поставило вопрос о выживании человека как биологического вида на планете <...>